Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Глава 1 - Специфика современного общества и роль социальных технологий

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

Глава 1
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций

Возможно, когда-либо ученые, изучающие развитие социально-профессиональной структуры российского общества, назовут последнее десятилетие «ренессансом» специальностей «менеджмент» и «связи с общественностью». Действительно, с середины 90-х годов российское общество испытывало огромную потребность в юристах, социологах, экономистах, политологах. Вновь созданные социальные институты государственности и рынка наполнялись специалистами, подготовленными вне рамок старой советской системы подготовки политической элиты. Но особенно востребованы были специалисты среднего уровня разной отраслевой специализации, осуществляющие привязку социальных субъектов местного уровня к быстро меняющейся структуре федерального уровня и возникающей рыночной средой. Потребность в профессионалах-менеджерах в крупных российских городах с современной индустриальной структурой увеличилась более чем в семь раз.

Многие вузы открыли факультеты менеджмента и связей с общественностью. Насыщать потребность общества в управленцах стали частные негосударственные высшие учебные заведения. Многие инженеры, экономисты, социальные работники, работники государственных и негосударственных аппаратов управления прошли переподготовку по управленческим специальностям.

Такому значительному социальному явлению, конечно, должно быть дано объяснение. И объяснение следует искать в преобразованиях революционного типа. Российское общество кардинально изменилось в результате реформ. Наиболее общей причиной резкого, быстрого увеличения общественной потребности в управленцах явилось изменение характера российского общества: от простого этатического с централизованным управлением социально-экономической сферой (в марксизме такого типа общественно-экономические формации назывались «азиатскими») общество двинулось к политическому, демократическому, основанному на институте частной собственности и [9] неотъемлемости прав и свобод человека, обществу западноевропейского типа.

Одной из теоретических моделей объясняющих различие и противоположность этих типов общественных структур является теория «открытого» общества Карла Поппера 1. Теория строится на противопоставлении рационально-правового западноевропейского «открытого» общества и традиционного этатического общества. Переход от традиционного коллективистского к западноевропейскому, в котором индивиды принимают личные решения, - событие из ряда наиважнейших, неизбежно вызывающее серьезные социальные изменения.

Видом закрытого общества является племенное общество, представляющее собой полуорганическое единство. Индивиды в нем объединены полубиологическими связями – родством, образом жизни общим для всех, одинаковыми бытовыми проблемами и опасностями. Это сообщество людей связывают, как отмечает К. Поппер, и искусственно поддерживаемые социальные отношения (например, обмен), и даже конкретные физические отношения вроде осязания, обоняния и зрения.

В племенном сообществе неизбежно присутствует некая техника решения социальных проблем и удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Возможно, это первые случаи проявления техники как самобытного социального явления, и это дает нам возможность охарактеризовать техническое действие.

Техника – это способы и совокупность средств. Наша цивилизация носит название «технической», и это всего лишь означает, что мы обладаем большим количеством «ноу-хау», приложимым ко многим проблемам. Технические методы, рассматриваемые как методы действия, представляют собой общие традиции, имеющие некую структуру.

И, прежде всего, это собственно техническое действие. Таковым можно считать любое действие, выполняемое в соответствии с определенным алгоритмом с целью получить известный заранее результат. Разумеется, цели могут быть связаны как с удовлетворением сугубо бытовых потребностей, так и с экономическими, политическими, иными социальными сферами. Это может быть что-то элементарное – собрать растительную пищу, узнать время, получить информацию; так и нечто более сложное – расшифровка генотипа человека, выйти замуж (жениться), получить образование.

Каждое действие неизбежно связано с определенной техникой. Это объясняется тем, что любое действие (в том числе взаимодействие, интеракция) направлено на поиск большей эффективности. Полностью спонтанное, естественное усилие заменяется комплексом действий с целью, например, снять конфликтную ситуацию, найти возможность увеличить объемы продаж. Именно это подталкивает создание технических форм, начиная с простых. Эти технические формы не обязательно более изощренны, чем спонтанные, но они более эффективны, поскольку лучше отвечают ситуации. [10]

Техническое действие характеризуется и еще двумя факторами: суммарным знанием, основанным на накоплении, обобщении навыков, опыта, и оценкой, суждением по поводу эффективности. Проявление этих двух факторов в рамках технического действия формирует полноценный технический феномен. Действие случайное, неосознанное, спонтанное переводится в сферу ясных, сознательных и обдуманных концепций.

Разум постепенно проникает вглубь объективного процесса, человек начинает имитировать природу в деятельности. Но скопированные феномены не имеют будущего (как не имела будущего имитация крыльев птиц Икаром или многочисленными русскими умельцами). Рациональное суждение дает возможность производить подмену имитируемых явлений с точки зрения отдельных, определенных абстрактными требованиями характеристик. Это уже не имитация объекта, а технический метод. Проникновение рационального суждения в техническое действие имеет важные последствия. Человек начинает осознавать, что можно находить все новые и разнообразные способы. Рациональность отметает традиции и создает новые методы действия и новый инструментарий. Разум усиливает техническое действие во много раз, умножая многообразие.

Но разум действует и в обратном направлении: оценивая результат, принимает во внимание, прежде всего, эффективность техники. Фиксируется, что достигается каждым изобретенным методом и делается выбор из различных методов с целью отбора тех, которые наиболее эффективны и наилучшим образом адаптированы к спланированному результату. Таким образом, множество методов сводится к одному, наиболее приемлемому.

Этот рационализм демонстрирует преимущества технического действия. Появляется стремление применить новые методы в областях, которые традиционно оставляли на волю случая, здравого смысла и инстинкта. Появившись, прежде всего, в сфере материальной жизни, техническое действие распространяется на экономику, государственное управление, политику, сферу организации рутинных взаимодействий людей. [11]

Едва ли не самой значимой тенденцией современного общественного развития является качественное изменение массовой коммуникации в мире в целом, и в российском обществе в особенности. Это изменение идет в следующих направлениях:

1. Система коммуникаций интегрирует новые коммуникативные потоки, в частности, маркетинговые, которые не просто вливаются в массовую коммуникацию, а активно влияют на ее структуру и характер.

Маркетинговые коммуникации, по мнению бельгийского профессора Жан-Жака Ламбена, представляющие собой «совокупность сигналов, исходящих... в адрес различных аудиторий, ... обеспечивая производительность товаров и услуг с промежуточным и конечным потребителем, т.е. представительство экономического интереса в сфере человеческого общества», становятся реальной силой, влияющей на каждую форму массовых коммуникаций. В результате появился совершенно новый феномен - интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК), определяемые как «новый способ понимания целого, которое... видится составленным из таких отдельных частей, как реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта, материально-техническое снабжение, организация взаимоотношений с сотрудниками и т.д.». ИМК перестраивают традиционные каналы маркетинговых коммуникаций для того, «чтобы увидеть их такими, какими они видятся потребителю - как поток информации из единого источника» 2.

2. Глобализация массовой коммуникации, трансформация медиа-систем изменяют саму природу медиа-отношений: общество и личность вовлекаются [12] в активное информационное коммуникативное взаимодействие. Это требует новых подходов, новых теоретических осмыслений роли и места человека в современном мире, значимости контактов с другими людьми - появляются новые научные направления и концепции, чаще всего носящие междисциплинарный характер.

Для специалистов в области связей с общественностью наибольший интерес представляет коммуникативистика - наука, изучающая системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей, осуществляющихся на разных этапах цивилизации. В качестве самостоятельной академической дисциплины эта отрасль научного знания сформировалась в середине ХХ в. на Западе и развивается такими же быстрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни электронно-коммуникационная революция. Теоретические основы коммуникативистики синтетичны, т.к. в создании ее, помимо журналистов, принимают участие социологи, политологи, экономисты, культурологи, психологи и представители других смежных дисциплин, изучающие в том или ином аспекте информационно-общественные системные связи - тот атрибут, без которого нельзя было бы сохранить для последующих поколений культурные ценности и традиции. Предметом исследований коммуникативистов выступают различные формы и средства, функции и потенции информационно-социальных связей - от наскальных рисунков и ритуальных танцев примитивных обществ до компьютерного дизайна и телефаксов. Однако преимущественное внимание уделяется новейшим стадиям в развитии информационных процессов и систем, когда главную роль генератора массовых коммуникаций принимают на себя автоматизированные аудиовизуальные средства и линии связи, создающие новые формы и темпы распространения новостей и их воздействия на традиционные информационные дискурсы в совокупности с новыми типами массовой культуры. Системная методология, заложившая основы коммуникативного подхода, рассматривает коммуникацию как целостный феномен, в котором связи и отношения между языком, действительностью, говорящим и адресатом сложным образом переплетены. Именно на этой основе в коммуникативистике родилась идея дискурсивности.

Термин дискурс широко используется в гуманитарных дисциплинах, но не имеет однозначной трактовки. Обычно под дискурсом понимается:

• совокупность высказываний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и пр.). Иными словами, это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика;

• особый идеальный вид вербальной коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников.

Изучение этой социальной практики особенно важно для деятельности в области общественных связей, поскольку она представляет собой вид вербальной [13] коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников.

Сегодня принципиально меняются технологии решения проблем. Технологию можно определить как совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций системы, направленных на повышение эффективности процесса и достижение желаемых результатов. Технология включает в себя приемы достижения как немедленного, локального, кратковременного результата (тактика), так и глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных технологий определяет эффективность управления и регулирования процессов, устойчивость системы и всего пространства. При этом социальная технология предполагает не только осознанность и целенаправленность действий, но и наличие заранее продуманного плана, проекта деятельности. В сегодняшних условиях связи с общественностью вполне можно было бы назвать одной из авангардных технологий (АТ), особенности которых заключаются в следующем:

• они базируются на принципиально иных основах функционирования производства. Авангардные технологии имитируют (хотя и в примитивной форме) действие человеческого мозга (компьютерная техника, робототехника). Некоторые технологии копируют действия природы (биотехнология);

• авангардные технологии способствуют резкому скачку в производительности труда, многократно увеличивая творческий потенциал;

• это возможность быстрого приспособления, адаптации, перенастройки технологии в условиях динамично видоизменяющихся потребностей как производства, так и людей. И эта перенастройка не требует длительного времени, как в традиционных технологиях: она может быть осуществлена моментально, оперативно и в соответствии с заложенной программой.

В то же время в условиях авангардных технологий резко возрастают психофизиологические нагрузки, которые обусловлены огромной ответственностью, новой производственной обстановкой, необычными условиями, необходимостью отказа от сложившихся стереотипов мышления. Сам процесс становления нового работника идет противоречиво: массовизация производства оборачивается индивидуалистичностью сознания, трансформируются возможность и способность восприятия человеком информации. Все это заставляет пересматривать прежние, в целом статичные, технологии, методы и приемы воздействия на общественное мнение.

Как бы бурно ни реагировала массовая аудитория на информацию, получаемую по каналам телевидения, радио и печати, в основном она остается в позиции пассивного адресата. Иные роли - активного пользователя, сочетающего функции и отправителя, и получателя и мультимедиатизатора 3 многообразной информации - предоставляет Интернет. Создание этой глобальной электронной информационной сети по своему потенциалу сопоставимо с изобретением книгопечатания. Взрывоподобное развитие сети Интернет и связанных с ней технологий уже в ближайшем будущем может привести к тому, что она станет ведущим средством массовой информации, основной системой телекоммуникации и важнейшим информационным ресурсом целого ряда стран. Причем, если западный Интернет - это преимущественно бизнес, то особенностью отечественного Интернета считается восприятие его как канала «независимой» информации и «независимых» мнений. Именно за этим мнением пользователь и идет в сетевое пространство.

Мало того, Интернет изменяет психотехнику массовой коммуникации, поскольку расширяет психические возможности каждого пользователя и многократно интенсифицирует интеллектуальный процесс. Результатом сетевого взаимодействия, по мнению ряда аналитиков, является оформление особого NET-мышления и NET -психологии.

Наконец, интерактивность Интернет обеспечивает сетевому сообществу громадные возможности:

• делает коммуникацию открытой и равной,

• освобождает от наблюдающих и консервирующих механизмов социального регулирования,

• обеспечивает связь всех участников в единую сеть, подобную нейронной связи центральной нервной системы. Информационно-коммуникационные отношения объединяют людей в сообщества-комьюнити различных типов - от семейных и профессионально-трудовых до научно-культурных и национально-государственных.

Результатом данных процессов становится формирование совершенно нового социально-коммуникативного пространства. Его отдельными показателями выступают:

• интерактивные аналитические программы,

• синкретический дизайн современных изданий,

• совмещение различных СМИ при создании одной передачи (пример - радиостанция «Эхо Москвы» плюс телевизионное ток-шоу «Глас народа» плюс специально организованный чат Интернета), [14]

• сленговая лексика,

• демонстративная авторская позиция программ ТВ.

Однако еще на заре становления Интернет Р.Даль (его книга «Демократия и ее критики» была опубликована в 1989 г.) отметил амбивалентный характер глобальной сети: «Эта нарождающаяся технология, безусловно, как-то будет использована, к лучшему или худшему. Она может быть использована в ущерб демократическим ценностям и демократическому процессу или же обращена им на пользу. Если не будут предприняты сознательные и настойчивые усилия, чтобы направить эту новую технологию телекоммуникаций на благо демократии, вполне может оказаться, что ее используют во вред демократии» 4. Тем самым автор акцентировал внимание на управляемости информационным процессом со стороны демократических структур, и не в последнюю очередь, государства. [15]

---
1. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. – М., Феникс, 1992. ТТ. 1-2.
2. Цит. по: Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. СПб.: Питер, 2001. С.42.
3. Термин «медиатизация» в теории коммуникации означает прео6разующую фyнкцию СМИ, которые в процессе сбора, обработки («фильтрации») и передачи данных о фактах реальности способны их видоизменять или искажать, конструируя мнимый образ реальности (См., напр.: Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999, c.124-126).
4. Даль Р. Демократия и ее критика. 1989. С.39.


<<< Введение : Назад | Вперед : Глава 1 : Параграф 2 >>>

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz