Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Глава 15 - Психограмма специалиста по связям с общественностью

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

Глава 15
ПСИХОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В последние годы появилось много специальной литературы, посвященной связям с общественностью, существует единый государственный стандарт по подготовке специалистов в этой области. Тем не менее, научно обоснованное описание профессии в указанной литературе до сих пор не стандартизировано, а образ специалиста по связям с общественностью, таким образом, остается несколько размытым: в частности, недостаточно четко сформулированы его профессионально важные качества и критерии отбора, не определены нормы и условия труда. Иллюстрацией сказанному может служить краткий анализ основной литературы, в которой раскрывается перечень задач и сфер деятельности специалиста по связям с общественностью.

По Викентьеву, основными целями связей с общественностью являются 336:

• позиционирование СО-объекта;

• возвышение имиджа;

• антиреклама (или снижение имиджа);

• отстройка от конкурентов;

• контрреклама (или «отмыв»).

• прогнозирование кризисов;

• изучение общественного мнения;

• создание единого фирменного стиля;

• исследование эффективности акций;

• удержание постоянных клиентов;

• работа с персоналом.

Кроме того, другими авторами выделяется следующий ряд основных функций связей с общественностью 337:

• консультирование с использованием знания законов поведения человека;

• выявление возможных тенденций, закономерностей и предсказание их последствий для конкретного предприятия и общества в целом;

• изучение общественного мнения, отношения и ожиданий со стороны общественности, разработки рекомендаций, необходимых мер по формированию мнения и удовлетворению ожиданий;

• установление и поддержание двустороннего общения, основанного на точности используемых сведений и полной информированности; [315]

• предотвращение конфликтов, устранение недопонимания;

• содействие формированию атмосферы взаимного уважения и социальной ответственности;

• гармонизация личных и общественных интересов;

• содействие формированию доброжелательных отношений с персоналом, с поставщиками и потребителями;

• улучшение производственных отношений;

• привлечение в коллектив компании квалифицированных работников, содействие в снижении текучести кадров;

• рекламирование товаров и услуг;

• участие в работе по повышению прибыльности компании;

• создание «собственного имиджа».

В свою очередь, А..Н. Чумиков в книге «Связи с общественностью» выделяет основные функции СО-деятельности 338:

• планирование;

• работа с имиджем;

• создание новости;

• организация пресс-конференций, брифингов;

• организация презентаций;

• организация конференций, круглых столов;

• написание пресс-релизов;

• написание материалов для публикации;

• составление медиа-карты;

• мониторинг СМИ;

• управление кризисными ситуациями;

• привлечение инвестиций;

• фасилитация и медиация.

Иногда в литературе по связям с общественностью встречаются также ссылки на перечень необходимых профессиональных характеристик.

В частности, Ф.Буари отмечает, в качестве необходимых 339:

• умение анализировать,

• наличие воображения,

• умение разрабатывать программы и быть хорошим организатором,

• способность воодушевлять людей и реализовать задуманное,

• обладать глубокой и разнообразной общей культурой.

Э. Бернайз считает, что, такими качествами являются 340:

• сильный характер;

• здравый смысл и логичность суждений;

• способность творчески и нестандартно мыслить;

• правдивость и рассудительность;

• объективность; [316]

• глубокая заинтересованность в разрешении проблемы;

• широкая культурная подготовка;

• интеллектуальная пытливость;

• способность к анализу и синтезу;

• интуиция;

• знание социальных наук и технологии связей с общестенностью.

В настоящее время возрастает социальная потребность изучения человека в самых разнообразных видах трудовой деятельности, в связи с необходимостью решения целого ряда практических задач, а именно:

• профессиональной ориентации и консультации;

• формирования психологических требований к специалисту (психограммы) в целях отбора кадров;

• психодиагностики и профессионального отбора;

• классификации профессий;

• аттестации и выдвижения резерва кадров;

• создания банка психологических характеристик профессий;

• оптимизации режимов труда и отдыха с целью повышения безопасности труда и т.д.

Все это обуславливает актуальность профессиографических исследований, позволяющих не только раскрыть всю сложность профессии социального инженера, но и качественно улучшить систему профессиональной ориентации и отбора кандидатов, обеспечить возможность сопоставления индивидуальных характеристик претендентов на получение специальности «Связи с общественностью» с психологическим портретом идеального специалиста.

Многоаспектность и разнообразие указанных задач требует специальных технологий и методов изучения человека (субъекта труда) в трудовой деятельности. Одной из таких технологий является профессиография.

Профессиография представляет собой:

• самостоятельный раздел психологии труда, суммирующий психологические знания о профессиональной деятельности человека;

• совокупность методов психологического изучения трудовой деятельности человека и условий труда;

• метод описания трудовой деятельности и условий труда;

• описание специальностей с точки зрения психологических требований, предъявляемых к человеку (психография).

Кроме того, при выборе или разработке тестов для оценки и прогнозирования успешности (эффективности) деятельности кандидата на должность (профессию) только профессиография позволяет реализовать современный деятельностный подход при анализе трудового процесса человека, предполагающий соотнесение (сравнение) действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру деятельности специалиста 341. [317]

В результате составляется профессиограмма - документ, содержащий представленные по определенной схеме сведения о технических, технологических, эргономических, психофизиологических, психологических и социокультурных характеристиках конкретной деятельности, ее организации, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, а также условиях труда. Важнейшей составной частью профессиограммы является психограмма специальности - документ, предназначенный для разработки профессионального отбора специалистов и детально, в качественной и количественной формах, описывающий систему требований специальности (должности) к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам человека 342. [318]

---
336. См.: Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. Ч1. СПб.: ТРИЗ-ШАНС, 1998.
337. См.: Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Рост.-на-Дону: Феникс, 1998; Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Филин, 1996.
338. См.: Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001.
339. См.: Буари Ф. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М., 2001.
340. См.: Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. М.: Рефл-Бук, 2000.
341. См.: Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.
342. См.: Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.


<<< Параграф 4 : Глава 14 : Назад | Вперед : Глава 15 : Параграф 2 >>>

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz