Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Глава 12 - Социально-психологические технологии в связях с общественностью

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

Глава 12
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Сложная и разнообразная деятельность специалиста по связям с общественностью, в качестве обязательного компонента, включает также целый ряд креативных задач: выдвижение новых идей и организационных решений, создание слоганов, текстов и других креативных материалов, проведение креативных групп и т.д.

Отсюда трудности креативного блока, закономерно выявленные в результате экспертного опроса (о чем говорилось в начале главы) у коммуникаторов - практиков. Для преодоления указанных трудностей требуется разработка и внедрение в профессиональную деятельность различных техник и приемов активизации творческих способностей 322.

Вначале следует определиться с категорией «творческий тип личности», поскольку наличие креативного потенциала отнюдь не является гарантией безусловной творческой продуктивности человека. Степень интеллектуального развития личности также является лишь одним из условий ее творческой активности. Поэтому здесь уместно говорить именно о типе личности как симбиозе соответствующей мотивации, ценностей, способностей и личностных черт.

Таким образом, творческий тип личности можно охарактеризовать следующими чертами 323:

• умением увидеть проблему (ВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ);

• умением увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей (РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

• умением отказаться от типичной точки зрения и понять другую (ГИБКОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

• стремлением отказаться от шаблонов (ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ);

• способностью к множественной перегруппировке идей и связей (ВАРИАТИВНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

• способностью к анализу (АНАЛИТИЧНОСТЬЮ);

• способностью к синтезу (АБСТРАКТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); [276]

• чувством организационной стройности и идейной целостности (ЧУВСТВОМ ГАРМОНИИ);

• неконформностью суждений и оценок (НЕЗАВИСИМОСТЬЮ);

• восприимчивостью ко всему новому и необычному (ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ);

• конструктивной активностью в неопределенных ситуациях (ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ).

Творческий акт всегда является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (через инсайт) уровней мышления. Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируется, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается сознательной регуляции, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по типу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда механизм деятельности сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием.

Закономерно, что для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – «креативная среда», характеризуемая следующими признаками 324:

• оптимальной мотивацией достижения;

• отсутствием соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

• отсутствием угрозы и принуждения;

• расторможенностью мышления;

• принятием и стимулированием любых идей;

• свободой действий;

• отсутствием критики.

В процессе создания творческого продукта – креативном процессе – присутствует ряд обязательных стадий 325:

1) появление творческой проблемы (не имеющей стандартного разрешения) как противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;

2) зарождение оптимальной мотивации к решению творческой задачи;

3) созревание идеи в процессе накопления суммы знаний о решаемой проблеме;

4) логический «тупик», сопровождаемый фрустрацией эмоционально-волевой сферы и интеллектуальным ступором; [277]

5) озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужное решение в сознание;

6) экспериментальная проверка идеи (верификация).

Таким образом, следует выделить ряд основополагающих этапов творческой деятельности, оптимизируя которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления.

Методы (техники) активизации творческих способностей можно сгруппировать по нескольким основаниям.

А) Методы организации креативной среды.

1. Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии критериев оценки и направлений поиска идей, разделенный на этапы: а) спонтанной генерации любых идей (примерно 60 – 80 идей в течение 40 мин); б) экспертизы идей (отбор 1-2 наиболее удачных).

Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.

2. Синектика – это вид мозгового штурма, усложненный допущением критики идей на стадии их генерации и определением приемов разработки идей. В процессе генерирования идей обычно используются следующие вербальные техники:

• прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;

• личная аналогия – техника эмпатии или вживания в образ объекта и понимания его на основе собственных ощущений;

• символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);

• фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике.

Основной недостаток метода – необходима высокая сплоченность и предварительная обученность группы, а также профессиональная подготовка ведущего, поскольку в погоне за продуктивностью может резко и бесконтрольно возрастать критичность группы и, как следствие, нарушаться гармония креативной среды.

Б) Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме.

К ним относят различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации о креативной проблеме, в частности:

1. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это комплексная структурно-логическая программа по выявлению и устранению противоречий креативной проблемы, ориентированная на идеальный конечный результат 326. Здесь оптимизация решения творческой задачи заключается в накапливании данных по анализируемой проблеме согласно предлагаемому алгоритму. [278]

2. Структурно-логические схемы процесса воображения.

Воображение, как рациональный мыслительный процесс представления результата труда до его начала (построение образа продукта, создание программы получения продукта, моделирование процесса получения продукта и т.д.), может быть активизировано посредством структурно-логического моделирования 327.

В качестве одного из принципов такого моделирования используется анализ любого рассматриваемого объекта как системы, всегда имеющей:

• основную функцию;

• признаки объекта;

• подсистемы объекта (структуру);

• другие функции, которые может выполнять объект;

• надсистему объекта (категорию, к которой причислен объект).

Материалом для закрепления навыков использования обозначенных структурно-логических схем могут служить приведенные ниже упражнения: «Поиск общих признаков», «Определение понятий», «Парадоксальное объединение признаков объекта».

Упражнение

«Поиск общих признаков»

[279]

Упражнение «Парадоксальное объединение признаков объекта»

В этом упражнении необходимо создать оксюморон – т.е. парадоксальное объединение противоположных свойств объекта в целое.

Алгоритм конструирования оксюморона:

а) дать краткую характеристику понятия;

б) определить его существенные признаки и записать в столбик;

в) подобрать к каждому признаку антоним (антипризнак);

г) из полученного перечня выбрать:

- возможное сочетание антонимов с рассматриваемым понятием;

- возможное сочетание признаков с антипризнаками (собственно оксюморон);

- наиболее красивые определения-метафоры.

Например: ВОДА

а) краткая характеристика: вещество для поддержания жизни на Земле, из воды появилась жизнь на Земле, в природе она совершает круговорот;

б) признаки: в) антонимы (антипризнаки):

- поддерживает жизнь; - убивает жизнь;

- испаряется; - конденсируется;

- жидкая; - твердая;

- замерзает при 0о С; - не замерзает вообще;

- прозрачная; - мутная.

- без вкуса и запаха; - вкусная и ароматная;

- мокрая; - сухая.

г) возможные сочетания:

- мертвая вода, твердая вода, сухая вода, ароматная вода;

- прозрачная непрозрачность (зеркальный эффект), жидкий запах (дезодорант), твердый запах (ароматизатор), твердый антизапах (фильтр-поглотитель), вкусная замерзлость (мороженное);

- вода – кровь Земли. Вода – мать жизни. Дождь – слезы неба.

Упражнение

«Определение понятий»

В этом приеме использован такой принцип структурно-логического моделирования, как свободное генерирование ассоциаций с последующими операциями их анализа и синтеза в виде искомой формулировки.

Алгоритм выполнения упражнения:

а) записать понятие и перечислить в столбик по ассоциации существительные, которые отражают суть понятия (не менее 7-10);

б) выбрать из них 5-7 самых точных в качестве ключевых, сформулировать варианты определений, сделав акцент на указании существенных признаков понятия; [280]

в) синтезировать определение из нескольких формулировок.

Например: МЫШЛЕНИЕ

- процесс; +

- проблема; +

- логика;

- интуиция;

- успех;

- самостоятельность; +

- эрудиция;

- решение. +

Вариант определения: МЫШЛЕНИЕ - это процесс самостоятельного решения проблемы.

Таким образом, указанные приемы активизации творческих способностей направлены на создание креативной среды и оптимизацию накопления сведений о проблеме.

Вопросы и задания

1. Какие основные виды коммуникации Вы знаете?

2. В чем заключается основная цель коммуникации?

3. В чем, по Вашему мнению, состоит отличие профессиональной от бытовой коммуникации?

4. Какие основные функции выделяют в деятельности специалиста по связям с общественностью?

5. На какие составляющие принято разделять процесс общения в НЛП?

6. Какие типы модальностей восприятия Вы знаете?

7. Какие НЛП-техники можно применять в кризисном менеджменте?

8. Перечислите основные функции специалиста по связям с общественностью.

9. Дайте характеристику модели ВАК, применяемой в НЛП.

10. Охарактеризуйте алгоритм поведения ведущего презентацию, владеющего коммуникативными техниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1991.

3. Бендлер Г., Гриндер Д. Из лягушек – в принцы. НЛП. Екатеринбург, 1998.

4. Брегман Г., Гоз И. Захватывающий текст и ВАК [Элект.ресурс]//Элект.данные: 1 файл. - http://www.psyho.all.ru

5. Воропаева Т. Создание позитивного имиджа [Элект.ресурс] //Элект.данные: 1 файл. - http://ln.com.ua

6. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.

7. Горин С.А. Техники россыпью. М.: КСП+, 2001. [281]

8. Гринфельд М. Как победить в «перестрелке» на пресс-конференции. [Элект.ресурс] //Элект.данные: 1 файл. - http://www.nlp.ru

9. Гринфельд М. Миссия фирмы. [Элект.ресурс] //Элект.данные: 1 файл. - http://www.nlp.ru

10. Гринфельд М. НЛП и кризисный ПР. [Элект.ресурс] // Журнал «Yes». Элект.данные: 1 файл. - http://www.nlp.ru

11. Гринфельд М. НЛП и миссия компании[Элект.ресурс] //Журнал «Yes», №3. Элект.данные: 1 файл. - http://www.nlp.ru

12. Гринфельд М. Особенности стратегического ПР. [Элект.ресурс] // Журнал «Yes», №1, 2000. Элект.данные: 1 файл. -http://www.nlp.ru

13. Джонсон Р. 40 упражнений тренинга НЛП. М.: КСП+, 2001.

14. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Класс, 1997.

15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.

16. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психол.журнал. –1994. - №4.

17. Зденек М. Развитие правого полушария. Минск: Попурри, 1997.

18. Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. М.: Смысл, 1999.

19. Кашкин С.В. Введение в теорию коммуникации [Элект.ресурс] //Воронеж: ВГТУ, 2000. Элект.данные: 4 файла. - http://kachkine.narod.ru

20. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.

21. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. – М.: КСП+, 1999.

22. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Минск-М.: АСТ, 2000.

23. Полозов Ю.В. Вам нравятся Ваши письма? [Элект.ресурс] // Элект.данные: 1 файл. - http://www.psyho.all.ru

24. Сазонова И. Связи в общественностью в кризисных ситуациях. [Элект.ресурс] // Международный пресс-клуб, ПР-библиотека. Элект.данные: 1 файл. - http://pressclub.host.ru

25. Самсонова Е.В. Что такое НЛП? [Элект.ресурс] // Элект.данные: 1 файл. - http://infoeuro.sitecity.ru

26. Седачев В. Неизбежное лидерство в Паблик Рилейшнз // Петерб.рекламист, №7-8, 2002.

27. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001.[282]

---
322. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Ч. 1. Диагностика и активизация творческих способностей. СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2002.
323. См.: Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. М.: АСТ, 2000.
324. См.: Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. - №4.
325. См.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
326. См., например: Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. М.: АСТ, 2000; Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.
327. См.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991; Зденек М. Развитие правого полушария. Минск: Попурри, 1997; Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.


<<< Параграф 11 : Глава 12 : Назад | Вперед : Глава 13 : Параграф 1 >>>

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz