Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Введение

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

ВВЕДЕНИЕ

В названии настоящего издания использовано словосочетание социальная инженерия – сегодня весьма популярный, но не всегда ясный феномен с точки зрения содержания и результатов реализации. Может быть, именно поэтому один из основателей теории социальной инженерии Карл Поппер предупреждал об осторожном ее применении и настаивал на методах поэтапной, постепенной и частичной инженерии.

Главная цель данного издания – показать технологичный характер связей с общественностью, поскольку они представляют собой прежде всего систему технологий воздействия на массовое сознание. Отсюда целесообразно начать с разъяснения содержания самого феномена социальной инженерии.

Выделение социальной инженерии в качестве особого направления практической деятельности весьма условно. Смысл этого выделения в том, чтобы подчеркнуть отличия практических функций, выполняемых различными специалистами в сфере управления, от деятельности специалистов в сфере фундаментальной науки, выполняющих креативно-познавательную, когнитивную функцию. В то же время все подходы в рамках социальной инженерии опираются на различные теоретические модели социальных систем (в первую очередь, организаций), используют различный инструментарий и решают разные практические задачи. Поэтому нельзя сказать, что социальная инженерия представляет собой монолитное направление деятельности. Специалистов в области связей с общественностью интересует, в первую очередь, управление контактами и коммуникацией. Социальная инженерия ориентирована на внесение изменений в состояние социальных систем, поэтому особое внимание уделяется тем моделям, которые описывают механизм и логику организационных изменений.

Основные различия этих моделей связаны с трактовкой:

а) источника изменений – экзогенные (объясняющие изменение в организации состоянием или динамикой внешней среды) и эндогенные (делающие акцент на внутриорганизационных факторах);

б) осознанности и стихийности характера изменений (планируемые или случайностные);

в) типа реакции на факторы, побудившие систему к изменениям (адаптация или адаптирование среды);

г) механизма изменений (балансовые – равновесные или конфликтные).

Все эти показатели являются предметом изучения и практической деятельности специалистов по связям с общественностью. [3]

Теоретическими принципами социальной инженерии выступают предметный и проблемный подходы.

Первый рассматривает социальную действительность как объективную, детерминируемую реальность, функционирующую по своим законам и логике. Это и позволяет социальным инженерам и управленцам-практикам обращаться к естественно-научным схемам, теоретическим концепциям и эмпирическим закономерностям как источнику прогнозирования поведения объекта, его характеристик. Такой взгляд подчеркивает предсказуемость социальных изменений, последствий любого предпринимаемого действия. Преобразование объекта описывается схемой: «знание природы объекта есть основа преобразовательской деятельности». К сожалению, в этом случае спонтанная активность, свобода выбора и реализации целей и разработка проектов изменений практически выпадают из поля зрения. В любом случае, тем не менее, предварительная наработка знаний о природе объекта является необходимым условием преобразования.

Проблемный подход, сформировавшийся относительно недавно – в конце 60-х – начале 70-х г.г. ХХ в., рассматривает социальные организации как гибкие системы взаимодействия, постоянно и сознательно переконструируемые ее членами. Важнейшей чертой социального объекта является его активность, свобода, его способность делать «выбор», ставить «цели», разрабатывать «проекты самоизменений» и обеспечивать их реализацию. В основе целеполагания лежит процесс выявления и разрешения проблем, возникающих у активного социального субъекта в ходе его деятельности. Здесь отрицается сама возможность познания сущности объекта как слишком сложной и отвергается представление о том, что прошлое состояние объекта детерминирует его будущее. Сама управленческая деятельность рассматривается как междисциплинарная и комплексная. В центре внимания этого подхода оказывается проблема целеполагания и реализация цели, а последствия этой реализации не рассматриваются.

Оба рассмотренных подхода отражают одну из 2-х сторон социальной реальности:

1) сферу свободы, выбора, целеполагания, проявляющуюся в акте социального действия;

2) сферу детерминизма, закономерностей и предсказуемости поведения и деятельности.

Так, проблемный подход сосредотачивает внимание на возможности человека или организации вести себя как активный субъект – делать выбор, вносить изменения в области своей жизнедеятельности. Предметный подход подчеркивает, что носители социальной реальности (человек, общность, организация) выступают не только субъектами, но и объектами изменений. Социальная реальность в этом случае может быть описана в терминах социального порядка, взаимозависимости, устойчивости.

Одним из важнейших факторов, усиливающих различие указанных подходов, выступает разнообразие типов социальных объектов. Эта типология может базироваться на разных критериях: [4]

- различия в целевых функциях организаций (производственные, коммерческие, социально-благотворительные и т.п.);

- технологические различия характеристик (например, режим работы – сменная, сезонная и т.д.);

- «масштаб» социального образования (например, государство и его органы, специализированные организации, целевые группы, отдельные работники).

Не менее важен и тип решаемых социальным инженером задач. Понятно, что ориентация на сохранение целостности системы или на снятие социальных напряжений диктует совсем иную логику воздействий и изменений, чем ориентация на повышение конкурентоспособности организации.

Комплекс социоинженерных работ включает в себя: исследование – проектирование и программирование – внедрение и реализация управленческих решений. В идеале социальная инженерия – это синтез рационально-технократических и гуманистических идей.

Объектом социальной инженерии выступает социально-управленческая практика, иначе говоря, это инструмент управленческого воздействия на различные институты, организации и учреждения с целью их создания, преобразования и изменения. Теоретическую же основу социальной инженерии составляют системная теория Н.Лумана, теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса, теория социального пространства (поля) П.Бурдье и др.

Организация, рассматриваемая как социальная система, является комплексом взаимосвязанных повторяющихся, типических действий людей (моделей поведения), их групп, объединенных общими ценностями и нормами. Элементами такой системы являются не конкретные индивиды или даже группы людей, а формы действий и отношений, выступающие в виде социальных позиций и ролей. Человек не входит полностью ни в одну из существующих социальных систем. Он является носителем множества социальных позиций и соответствующих им ролей, определяющих в целом их статус в обществе. Таким образом, организация представляет собой сеть межличностных коммуникаций, связывающих ее членов и определяющих социально-психологический климат в коллективе. В тоже время наряду с «жесткими», иерархическими и нормативно регулируемыми связями, доминирующими в системной сфере организации, в сфере неформальных отношений преобладают «мягкие», горизонтальные связи людей, основанные на взаимопонимании и согласии между ними. Следовательно, критериями жизненности организации являются взаимопонимание и взаимная выгода.

Этому способствуют методы социальной инженерии – совокупность способов и средств организации субъектов управления, направленных на поддержание стабильности и преобразование социальных объектов, в том числе на выработку управленческих решений и регулирование конфликтных ситуаций.

Связи с общественностью, представляя собой систему методов (техник), способов и приемов, применяемых в определенной последовательности для воздействия на общественное мнение, выступают одним из наиболее ярких [5] примеров успешной реализации теории и практики социальной инженерии. Ведь общественные связи стремятся конструировать ту реальность, в которой действует фирма. При этом сама организация, ощущая воздействие внешней среды, проходит череду преобразований и изменений. Для специалистов в области социальных коммуникаций овладение основными методами и инструментарием социальной инженерии является главным условием их успешной профессиональной деятельности.


<<< Предисловие : Назад | Вперед : Глава 1 : Параграф 1>>>

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz