Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Глава 15 - Психограмма специалиста по связям с общественностью

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

Глава 15
ПСИХОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Методика выявления профессионально важных качеств специальности "Связи с общественностью"

Методика предназначена для выявления перечня профессионально важных качеств (ПВК) для специальности «Связи с общественностью» и составления ранжированной совокупности основных ПВК (психограммы) с помощью экспертной оценки. Использование опроса экспертов при изучении профессий основано на предположении, что человек, хорошо знающий структуру и содержание профессиональной деятельности, в состоянии сообщить также о том, с помощью каких индивидуальных качеств, прежде всего, достигается успех в работе.

При определении степени значимости для профессии различных психических функций (качеств) экспертам рекомендуется учитывать:

• активность функции в течение всего процесса деятельности, общую продолжительность времени ее наибольшей загруженности;

• участие функции в обеспечении эффективной работы в наиболее сложных ситуациях, а также при наличии помех и в условиях нарастающего утомления специалиста;

• возможность ее тренировки, упражнения и компенсации другими качествами в процессе деятельности.

При составлении экспертного опросника групповой оценки личности для определения профессионально важных качеств специалиста по связям с общественностью были учтены 343: [318]

• комплексный подход к психологическому описанию специальности, разработанный психологами СПбГУ и Военно-медицинской академии;

• требования методических рекомендаций по профессиографии различных специальностей;

• общая классификация профессионально важных качеств специалистов.

В результате был подобран экспертный опросник, включающий 108 категорий оценки, направленных на определение значимости для изучаемой специальности сенсорно-перцептивных (восприятия), психомоторных (двигательных функций), мнемических (функций памяти), аттенционных (внимания), мыслительных (понятийного, образного, логического, творческого мышления, функций речи) и личностных (характерологических) свойств, а также характеристик нервной системы и когнитивных стилей (индивидуальных особенностей восприятия и переработки информации).

При заполнении опросника от экспертов требовалось:

а) определить и проранжировать по степени важности по десять качеств в каждом из трех разделов;

б) из 30 ранее выбранных категорий внести в итоговую таблицу и проранжировать 15 наиболее важных для анализируемой специальности качеств.

Для каждого качества, внесенного в итоговую таблицу, были определены ранговые индексы по формуле:

Ир = Eрм / Nв

где, Ир - ранговый индекс;

Eрм - сумма ранговых мест данного качества, подсчитанная по результатам заполнения опросников;

Nв - количество выборов данного качества, подсчитанное по всей выборке экспертов.

В процедуре групповой оценки личности принимали участие:

1) специалисты по связям с общественностью организаций ОАО «Северо-Западный GSM», НОУ «Международная Академия интенсивного образования» и «Северо-Западная медиа-группа»;

2) студенты 5 курса ГФ СПб ГУТ, выпускники 2002 года по специальности «Связи с общественностью»;

3) студенты 5 курса ГФ СПб ГУТ, выпускники 2003 года по специальности «Связи с общественностью».

Всего было опрошено 88 человек, из них 47 специалистов и студентов-выпускников с опытом работы в сфере связей с общественностью не менее 2-х лет. В итоге заполнения и обработки 88 экземпляров опросника был получен следующий результат:

На основании полученных результатов экспертного опроса и последующего их анализа были выделены основные психологические качества, составляющие психограмму специалиста по связям с общественностью. [319]

Таблица 28.

№ категории оценки Содержание категории оценки Место в итоговом ранжировании
65 Целеустремленность 1
32 Гибкость ума 2
91 Умение убеждать людей 3
69 Уверенность в себе 4
79 Личное обаяние 5
6 Способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности 6
52 Самостоятельность мышления 7
35 Логичность (умение мыслить последовательно, способность к разумным, доказательным умозаключениям)8
76 Творческая направленность в работе (стремление к применению оригинальных методов работы)9
15 Хорошая дикция и выразительная речь 10
31 Аналитический склад ума 11
14 Умение выделить в информации главное 12
100 Умение действовать нешаблонно 13
75 Организованность 14
92 Умение создать благоприятный климат в коллективе 15
58 Инициативность 16
13 Способность анализировать и прогнозировать ситуации служебной деятельности 17
88 Умение оценить сильные и слабые стороны окружающих людей 18
102 Умение представить перспективу и конечный результат своей работы 19
25 Направленность на самосовершенствование 20
5 Умение быстро переключиться на другой вид деятельности 21

1. Аналитичность мышления, обладающая самой высокой нагрузкой в процессе оценивания и являющаяся одним из основных параметров таких категорий, как: «гибкость ума», «способность выделить в информации главное», «способность анализировать и прогнозировать», «умение оценивать людей», «организованность» и др.

2. Логичность мышления, высокое значение которой является одной из составляющих категорий: «организованность», «последовательность мышления», «умение выделить в информации главное», «способность прогнозировать ситуацию».

3. Высокий самоконтроль, уровень которого в значительной степени определяет качество категорий: «организованность», «умение убеждать», «уверенность в себе», «умение управлять эмоциями».

4. Уровень самооценки, повышенное значение которого коррелирует с наличием таких категорий, как: «уверенность в себе», «личное обаяние», [320]«умение убеждать», «самостоятельность мышления».

5. Стремление к лидерству, являющееся обязательной составляющей таких категорий оценки, как: «уверенность в себе», «инициативность», «умение убеждать людей», «умение создать благоприятный климат в коллективе», «самостоятельность мышления».

6. Способность к синтезу, высокое значение которой является необходимым для категорий: «способность к прогнозированию», «способность к умозаключениям».

7. Профессиональная мотивация, высокий уровень которой является базовым для категорий: «целеустремленность», «инициативность», «наблюдательность», «увлеченность работой».

8. Творческая мотивация, являющаяся необходимым условием существования категорий: «творческая направленность в работе», «умение действовать нешаблонно».

9. Эмпатия, наличие которой определяет следующие категории оценки: «личное обаяние», «умение создать благоприятный климат в коллективе», «умение оценивать людей», «уважение к другим».

10. Коммуникативный потенциал, являющийся основанием категорий оценки: «личное обаяние», «умение убеждать», «уверенность в себе».

11. Эмоциональность, определенный уровень которой необходим для выраженности категорий: «личное обаяние», «умение убеждать», «выразительная речь».

12. Адаптационный потенциал, значение которого коррелирует с выраженностью категорий: «гибкость ума», «личное обаяние», «высокий самоконтроль», «уважение к другим».

13. Креативные способности, уровень которых является определяющим для категорий: «творческая направленность в работе», «гибкость ума», «умение действовать нешаблонно», «самостоятельность мышления».

14. Скорость и точность мышления, являющиеся стилевыми характеристиками интеллекта и существенно влияющие на качество категорий оценки: «гибкость ума», «организованность», «наблюдательность», «умение убеждать людей».

15. Степень переключаемости внимания и мышления, высокий уровень которой зависит от степени подвижности нервной системы и характеризует категории: «способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности», «гибкость ума», «наблюдательность».

16. Уровень личностной тревожности, повышенное значение которого коррелирует с категориями: «организованность», «высокий самоконтроль».

17. Независимость от группы, являющаяся необходимым качеством для выраженности следующих категорий оценки: «умение действовать нешаблонно», «самостоятельность мышления», «уверенность в себе».

18. Мечтательность, выраженное значение которой является определяющим свойством оптимистической жизненной позиции, влияющей на качество категорий оценки: «личное обаяние», «умение создать благоприятный климат в коллективе», «уважение к другим».

19. Хорошая артикуляция речи, являющаяся одним из базовых показателей категории «хорошая дикция и выразительная речь». [321]

20. Внутренний локус контроля (экстернальность), характеризующий повышенную направленность на качество следующих категорий оценки: «стремление к самосовершенствованию», «высокий уровень самоконтроля», «организованность».

Таким образом, используя данные экспертного опроса можно констатировать, что специалист по связям с общественностью должен обладать следующими профессионально важными качествами (ПВК):

1) качества личностного компонента деятельности:

• стремление к лидерству;

• повышенная самооценка;

• мотивация к профессиональной деятельности;

• повышенный самоконтроль;

• повышенный уровень личностной тревожности;

• творческая направленность;

• неконформность;

• способность к эмпатии;

• хороший адаптационный потенциал;

• высоко развитый коммуникативный потенциал;

2) качества сенсорно-перцептивного компонента деятельности:

• быстрая переключаемость внимания и мышления;

3) качества гностического (интеллектуального) компонента деятельности:

• логичность мышления;

• способность к синтезу данных;

• оперативность мышления;

• высокая продуктивность мышления;

• независимость от фона при выделении деталей (поленезависимость);

• креативные способности;

4) качества моторного компонента деятельности:

• правильная артикуляция речи;

5) психодинамические качества:

• подвижность и уравновешенность нервной системы;

• эмоциональная устойчивость.

По медицинским противопоказаниям не рекомендуется работать в сфере связей с общественностью людям, страдающим:

• дефектами зрения и слуха;

• нервными и психическими заболеваниями;

• сердечно-сосудистыми заболеваниями;

• дефектами речи и вестибулярного аппарата;

а также имеющим тип нервной системы, характеризующийся инертностью и слабостью (в частности, темпераменты: меланхолик, флегматик).

Авторы данного исследования не претендуют на окончательность и глобальность выводов по содержанию психологического профиля СО-специальности, предлагая, на основании проведенного исследования, свое видение данной проблемы. Полагаем, что выявленные ПВК специалиста по связям с общественностью [322] можно использовать для повышения качества профориентации абитуриентов и образовательного процесса по данной специальности.

Вопросы и задания

1. Назовите основные цели и задачи деятельности по связям с общественностью?

2. Какие качества, по мнению Э.Бернайза, являются профессионально важными для специалиста по связям с общественностью?

3. Что представляет собой психограмма специалиста?

4. Дайте определения профессиограммы

5. Дайте характеристику экспертного опроса как метода изучения профессионально важных качеств (ПВК) специалиста.

6. Перечислите основные ПВК, выявленные и проранжированные экспертами в ходе исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буари Ф. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М., 2001.

2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. Ч1. СПб.: ТРИЗ-ШАНС, 1998.

3. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.

4. Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. М.: Рефл-Бук, 2000.

5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.

6. Новиков В.С., Боченков А.А. Теоретические и практические основы профессионального психологического отбора. СПб.: ВмедА, 1997.

7. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001. [323]

---
343. См.: Новиков В.С., Боченков А.А. Теоретические и практические основы профессионального психологического отбора. СПб.: ВмедА, 1997.


<<< Параграф 1 : Глава 15 : Назад | Вперед : Глоссарий >>>

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz