Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Глава 14 - Управление кризисными ситуациями

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

Глава 14
УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Вероятные последствия кризиса

Итак, каковы наиболее вероятные последствия кризиса? Понятно, что инвариаций здесь больше, чем достаточно. На рис.18 дана примерная схема последствий кризисов. Из неё видно, что организация, попавшая в кризис, может выйти из него как обновлённой, так и прекратить своё существование. Некоторые авторы приводят пример использования искусственно созданных кризисных ситуаций для обновления организации и предотвращения возможного [310] кризиса. И такая методика действительно приносит положительные результаты. Но следует подчеркнуть, что для её применения требуются профессионалы в области кризисного управления высочайшего уровня.

Рис. 23. Возможные последствия кризисов

Следующий возможный вариант развития событий состоит в том, что может произойти оздоровление ситуации, а может начаться новый кризис, могут происходить как резкие изменения, так и ослабление с последующим мягким выходом.

Имеет место преобразование организации и её сохранение, а изменения могут носить как долгосрочный, так и временный характер.

При этом изменения могут быть качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса обусловлены не только его характером, но и методикой антикризисного управления. В свою очередь возможности управления зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания ответственности руководителя.

Во многих случаях спасает энтузиазм, который не даёт продолжительного эффекта. Необходимо отметить, что и энтузиазм по своим истокам [311] бывает различным. Если он используется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, то он не способствует снятию кризисного напряжения.

Многие специалисты, занимающиеся проблематикой кризисного управления, сходятся на той мысли, что кризис вообще – это переход от одного состояния объекта к другому, и этот переход вполне может привести к более благоприятным последствиям, чем до переломного момента.

Когда предприятие переживает кризис и руководству срочно необходимо предпринимать меры по ликвидации проблемной ситуации, в этих условиях служба связей с общественностью может быть крайне полезна. Необходимость использования средств связей с общественностью по управлению кризисными ситуациями неоспорима. Для того чтобы выражать свои интересы и понимать интересы других людей, особенно в условиях кризиса, надо использовать надёжные коммуникационные методики, знать основные особенности кризисных коммуникаций.

Таким образом, связи с общественностью – это важный инструмент кризисного управления. В чём заключаются особенности управления кризисными ситуациями с помощью связей с общественностью?

Конечно, в первую очередь это налаживание надёжных коммуникационных каналов как внутренних, так и внешних. В данной ситуации важнейшей задачей службы связей с общественностью является недопущение искажения информации как по вертикали, так и по горизонтали.

Самое опасное явление для организации, находящейся в кризисе, – слухи. Понятно, что любое неправильно понятое распоряжение может быть истолковано превратно и стать началом конца всей организации. На первый взгляд, может создаться ощущение того, что возможности специалиста по связям с общественностью ограничены. Однако это не совсем так. Как отмечают различные источники, важнейшим мероприятием в деятельности СО - отделов является разработка программ кризисного управления.

Конечно, невозможно предугадать сценарий развития событий, но готовность к действию в сложнейшей ситуации кризиса даст шанс не упустить время на самых первых и, пожалуй, самых сложных часах негативного развития ситуации. Это даст возможность избежать или, по крайней мере, снизить до минимума влияние психологического ступора.

Паника – следующее явление, сопровождающее кризис. В заранее разработанном плане мероприятий необходимо уделить особое внимание действиям менеджмента по предотвращению панических настроений.

Паника – одна из экстремальных форм поведения субъекта или же толпы. Панику можно охарактеризовать, как состояние массовых фобий, массовых страхов, массовых боязней, перед реальной или воображаемой опасностью. Феномены паники усиливаются в процессах взаимозаражения, которые не дают возможность самим субъектам логично оценивать ситуацию. Это, в свою очередь, способствует дестабилизации психики субъектов и противопоставлению ими тех или иных совместных форм противодействия негативным факторам.

Возможности возникновения паники труднопредсказуемы. Но в ряде случаев можно говорить о повышенной вероятности возникновения паники. Таким образом, грамотно построенные коммуникационные связи, внутрикорпоративная [312] культура и т.п. помогут сгладить такие факторы возникновения паники, как длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределённость ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды.

Кризис никогда не обходится без роста агрессивности. Агрессия – ещё один фактор, с которым, несомненно, столкнется менеджер по связям с общественностью, работающий в условиях кризиса организации.

Не надо думать, что агрессия неизбежна. Существует множество способов предотвращения случаев её проявления. И об этом нужно знать. Эффективным же средством снижения агрессии может быть демонстрация сдержанности, наглядных примеров неагрессивного поведения. Кроме того, на снижение агрессии значительное влияние оказывает информирование о наличии смягчающих обстоятельств.

Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является индукция несовместимых реакций, т.е. реакций, несовместимых с открытой агрессией. Средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.

Подводя итог, отметим, что любой кризис как разрыв сложившихся связей – всегда разобщает и разъединяет, а его последствия разрастаются пропорционально стихийности происходящего. Однако кризису можно и должно противостоять. Нередко после разразившегося кризиса затронутые им организации выходят ещё более окрепшими и усилившими свою общественную репутацию.

Вопросы и задания

1. Что такое кризис?

2. Каковы причины возникновения кризиса?

3. Какова типология кризисных ситуаций?

4. Расскажите об особенностях коммуникаций, которые характерны для людей, переживших стресс?

5. Для чего необходимо знать и анализировать симптомы различных посттравматических реакций?

6. Каковы наиболее вероятные последствия кризиса?

7. В чём заключается особенности управления кризисными ситуациями с помощью связей с общественностью?

ЛИТЕРАТУРА

1. Антикризисное управление. Учебник / под ред. Короткова Э. М. М., 2001.

2. Архипова И. А., Кульба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. М., 1994.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.

4. :Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. [313]

5. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2000.

6. Лидеман Х. Система психофизического саморегулирования. М., 1992.

7. Моляко В. А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия. // Психологический журнал // М., 1992 г. Т. 13 № 2.

8. Пергаменщик Л. А. Список робинзона. Мн., 1996.

9. Преступная толпа. М., 1999.

10. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. Тарас А. Е., Сельчонок К. В. Мн., 2000.

11. Сазонова И. Связи в общественностью в кризисных ситуациях. [Элект.ресурс] // Международный пресс-клуб, ПР-библиотека. Элект.данные: 1 файл. - http://pressclub.host.ru

12. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

13. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М.,1992.

14. Чернышев А. В. Менеджмент в условиях кризиса. М., 1998.

15. Чумиков А. Н. Креативные технологии ПР. М., 1998.

16. PR против кризисов: механизмы управления. / под ред. Борисова А. Ю. М., 1999. [314]


<<< Параграф 3 : Глава 14 : Назад | Вперед : Глава 15 : Параграф 1 >>>

www.union-group.com.ua/bumazhnie-paketi.html

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz