Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Глава 1 - Специфика современного общества и роль социальных технологий

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

Глава 1
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Роль и значение связей с общественностью в современном мире

На фоне указанных изменений принципиально меняются содержание и значение связей с общественностью. Устоявшиеся определения классиков PR (С. Блэка, Р.Хейвуда и др.), отражающих суть этой деятельности, в нынешних условиях перестают работать. Это еще в большей степени относится к России, где институционализация новой профессии пока далеко не закончена.

Речь идет, в первую очередь, о том, что «прозрачность и полная открытость информации», на которой должна быть основана вся деятельность по связям с общественностью, порой ставят под сомнение сохранение коммуникационно-информационной безопасности страны в целом, отдельных сфер или организаций. Примеров тому множество.

В конце 90-х г.г. в сети был обнаружен русско-язычный сервер, территориально расположенный в Сан-Франциско, с которого предлагалась к продаже конфиденциальная информационная продукция. В частности, предлагался к продаже ряд закрытых для общего пользования служебных баз: «Лабиринт» (база данных о политиках и их биографиях), база «Лунар» (телефоны и справочная информация о руководящем составе МВД, налоговой полиции, правительства, прокуратуры, Газпрома и пр.), база «БТИ» (собственники жилья в Москве) и т.д.

С другой стороны, развитие информационных технологий, повышающих информационную и идеологическую уязвимость политической системы, вызывает ответную реакцию властных структур, выражающуюся в усилении контроля всеми методами - от юридических до аппаратно-программных. [15] v

В итоге выстраивается своеобразная система всенадзорности и манипуляции сознанием и поведением масс, что формирует фундамент авторитарных политических тенденций.

В КНР, например, действует целая система государственных организаций по борьбе с нежелательным для правительства информационным воздействием в Интернете. Конкретные шаги, опирающиеся на уже заметно проработанную законодательную базу, предусматривают как смертную казнь или длительные сроки тюремного заключения (10 лет) за распространение в сети информации, квалифицируемой как секретная, так и прямое разрушение «идеологически вредных» источников информации. В Великобритании в «Законе о терроризме» 2000 г. жесткому наказанию подлежат действия, способные быть квалифицируемыми как несанкционированное вмешательство в работу электронной системы. Эксперты ожидают, что данный закон сделает невозможным «войну компроматов и дезинформации» в сети во время предвыборных кампаний.

Стремление к гармонии интересов, на которой так настаивают классики зарубежного PR, является не столько реальной, сколько идеальной целью партнеров. Это особенно характерно для России, где экономика представляет собой сферу жесткой (если не сказать жесточайшей), практически ненормативной конкуренции. Говорить о какой-то органичности, сбалансированности интересов различных бизнес-групп (прежде всего, малого, среднего и крупного уровня) не приходится.

Отсутствие собственного опыта естественным образом привело к тому, что российская действительность первоначально практически полностью калькировала зарубежные теоретические подходы и практики связей с общественностью. Однако уже сегодня во многих областях ощущается неэффективность их использования, поскольку социокультурные различия накладывают серьезные ограничения на формы их использования. В рамках социокультурной среды каждого народа существует своя, определенным образом выраженная, система ценностей, отношений и поведенческих норм. Сегодняшняя российская действительность выдвигает новые требования к социальным технологиям, в первую очередь, к связям с общественностью. С их помощью, например, весьма актуально противодействие дестабилизирующему влиянию материалов СМИ, поскольку использование законодательных санкций влечет за собой разного рода издержки и в условиях несовершенства правовой системы России не всегда возможно. Если существуют технологии дестабилизации социально-политической ситуации, то должны быть найдены, доведены до инструментального уровня и внедрены в практику социальные технологии стабилизации общественных отношений, в том числе с участием СМИ. Эти технологии не подразумевают ухода от обсуждения острых проблем или их «лакировку». Речь должна идти о разработке корректной и детализированной процедуры обсуждения этих проблем, их представления в средствах массовой информации, например, с помощью метода социального проектирования.

Отсюда вытекает главная задача данного издания – показать специфику сформировавшихся технологий связей с общественностью в российской практике. [16]

Вопросы и задания:

1. С чем связано появление такого нового направления деятельности, как социальная инженерия? Укажите ее функции и особенности.

2. Раскройте содержание понятия «социальные технологии».

3. Приведите примеры использования социальных технологий.

4. Когда появилась дисциплина «коммуникативистика»? В чем заключается суть ее предмета?

5. Что означает термин «интерактивность»?

6. Объясните содержание понятия «медиатизация».

7. Назовите наиболее острые проблемы, связанные с развитием связей с общественностью как профессии в России.

8. Можно ли утверждать, что классическое определение связей с общественностью, данное С.Блэком («искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»), в полной мере приложимо к нынешним условиям, связанным с процессом глобализации и формирования информационного общества? Обоснуйте свой ответ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., Феникс, 1992. ТТ. 1-2.

2. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. СПб.: Питер, 2001.

3. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

4. Даль Р. Демократия и ее критика. М., 1989.

5. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: СПбГУ, 1999. [17]


<<< Параграф 1 : Глава 1 : Назад | Вперед : Глава 2 : Параграф 1 >>>

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz