Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Глава 3 - Коммуникативные практики: история и современность

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

Глава 3
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Национальные рынки связей с обещственностью

Социальная технология «Связи с общественностью» (Public Relations, паблик рилейшнз, PR) получила свое развитие в XIX веке. Связи с общественностью понимаются как формирование устойчивых, сочетающих институциональные и неформальные каналы взаимодействия, информационно-коммуникативных связей, отвечающих требованию надежности взаимодействия, полноты, объективности, непротиворечивости информации. Существует точка зрения, что впервые термин PR применил третий Президент США Т. Джефферсон. Активно использовал в своем аппарате журналистов и шестой Президент Америки Э. Джексон. Сам термин PR в ту пору (30-е годы XIX века) означал «действия ради общего блага». Иногда говорят, что понятие PR ввел американец Дорман Идон в 1882 году

Признается, что один из первых примеров деятельности по изучению мнения потребителей услуг относится к 1883 году. Директор фирмы «Белл телефон компани» Т. Вайль направил местным отделениям фирмы указание проанализировать качество услуг и ценовую политику. Эта же фирма уже в начале ХХ века добилась публикации серии газетных материалов против невыгодного для себя законодательства. В 1911 году лидер британских вигов Д. Ллойд-Джордж провел кампанию по организации общественной поддержки закона о национальном страховании. Во время Первой мировой войны при администрации В.Вильсона по предложению профессионального газетчика Дж. Криля был создан пропагандистский комитет (вошедший в историю как «комитет Криля»). В.Вильсон, по словам его современников, при помощи газет управлял Америкой. Многие сотрудники «комитета Криля» после войны пришли в сферу рекламы. Этот процесс «утечки» профессионалов из сферы пропаганды (например, из Службы военной информации, возглавляемой Элмером Дэвисом) в сферу рекламы и PR наблюдался и после Второй мировой войны.

Изменение отношения предпринимательских кругов к общественности связывают, в частности, с деятельностью «первого пиармена» Айви Ледбеттера Ли (1877-1934 гг.), журналиста, ставшего пресс-секретарем Джона Рокфеллера - старшего в 1914 году. Отношения бизнеса и профсоюзов, финансово-политической [32] олигархии и леволиберальных интеллектуалов в то время характеризовались жесткой конфликтностью. А. Ли сумел с помощью серии газетных публикаций, фотографий и кинороликов создать своему «подзащитному» представителю крупного бизнеса, не отличавшемуся во взглядах на общественность от своих «коллег по классу», имидж милого отца семейства, не жалеющего денег на благотворительность. Некоторые приемы того, что в конце ХХ века стало основой PR как отрасли социальной инженерии, А. Ли уже использовал, причем не только тогда, когда сотрудничал с Рокфеллером. Будучи человеком либеральных убеждений и сторонником частного предпринимательства, A.Ли, в отличие от многих других интеллектуалов левых и либеральных взглядов, стремился сформировать у общественности позитивный имидж «большого бизнеса». Например, еще до прихода на должность пресс-атташе к Дж. Рокфеллеру, А. Ли в 1906 году выполнял функции специалиста по связям с общественностью при руководстве угольной компании. В условиях предзабастовочной ситуации он попытался снять напряженность, привлекая газетчиков к правдивому освещению конфликта, призывая общественность объективно отнестись, как к профсоюзу, так и к нанимателям. В «Декларации о принципах», разосланной им в редакции газет, говорилось: «Я распространяю только те материалы, достоверность которых я сам бы с радостью помог проверить любому». Примерно в то же время A.Ли занялся паблисити железнодорожных фирм. Раздувание информации о железнодорожных авариях становилось препятствием на путях развития активно входящего в жизнь относительно нового вида транспорта. Добившись объективного рассмотрения проблемы в газетах, A.Ли убедил общественность, что риск попасть в железнодорожную катастрофу ничуть не выше опасности попасть под экипаж или весьма редкий тогда автомобиль на улице Нью-Йорка.

Усилиями А. Ли зародилась модель PR, которую можно назвать «идеалистической». Столетие назад ее логика была весьма проста: «правда, вся правда, ничего кроме правды». Ныне, в силу специфики современного социума, корректные PR- технологии предполагают отбор репрезентативной («представительной») информации, дающей объективную картину о той или иной сфере общественной жизни. Общими чертами любой идеалистической модели PR являются:

• рассмотрение имиджа как совокупности объективной положительной информации о PR- объекте, а не сконструированного образа, присутствующего в «виртуальной социальной реальности»;

• объективность и правдивость;

• ориентация коммуникации на достижение общественного согласия, гармонизацию социальных отношений.

В 1902 году С. Инсалл, сотрудник «Чикаго Эдисон Компани», построил в рекламно-информационных целях электрифицированный коттедж, в 1909 году – впервые использовал для целей PR киносъемку. В 1904 году бюро по PR было открыто в двух американских университетах – Пенсильванском и Висконсинском. Лидер автоиндустрии «Форд Моторз» с 1908 года до наших дней издает внутрифирменную газету, с 1912 года «Форд» проводит опросы потребителей. [33]

Появлению двухсторонних моделей PR способствовала деятельность так называемого Комитета Общественной информации Агентства информации США. Хотя методы и техника, используемые в работе комитета, являлись стандартными для модели общественной информации, существенным было то, что специалисты Агентства готовили информацию на основе материала, которому общественность верила и который хотела слышать. Комитет всегда тщательно отбирал текущую информацию и принимал значительные усилия к восприятию ее на эмоциональном уровне. Именно Комитет поддержал новое поколение практиков PR, начавших использовать новые методы убеждения общественности, которые могли бы стать научной базой в социально-психологической науке. Среди них, прежде всего, следует выделить племянника З. Фрейда Э. Бернейза, практика и исследователя, чьи работы наилучшим образом иллюстрируют двухсторонние модели PR. Именно Бернейзу принадлежит идея использования социально-психологических методов в PR. С его именем связывают выделение PR в самостоятельную отрасль специфической социальной деятельности. Как и А. Ли, Бернейз подчеркивал важность полученной в результате коммуникации точки зрения общественности для деятельности любой организации. В 1919 году Эдвард Бернейз создал фирму по управлению известностью.

После мировой войны 1914-1918 годов выходят первые книги, анализирующие социальные коммуникативные технологии. В 1923 Э.Бернейз опубликовал одну из первых книг по PR. В том же году вышла книга А. Ли «Паблисити», а за год до этого – книга классика американской социологии Уолтера Липпмана «Общественное мнение».

У. Липпман указывал на роль СМИ в формировании общественного мнения, а также на необходимость для властей и корпораций считаться с общественным мнением. В 1927 году Артур Пейдж, вице-президент фирмы «Американ телефон и телеграф», бывший советник В. Вильсона, указал на увеличение социальной ответственности корпораций.

В 1937 году фирмой «Дженерал моторз» на должность консультанта по PR был приглашен Пол Гэррет. В его задачу руководство фирмы ставило создание положительного образа компании и отрицательного – профсоюза, который вел с руководством корпорации жесткую борьбу. Общественность негативно воспринимала профсоюз, а руководство «Дженерал моторз» предлагало Гэррету один миллиард (!) долларов на дальнейшее совершенствование имиджа фирмы. П. Гэррет отказался от проведения столь затратной PR-кампании. Более того, он сумел убедить руководство фирмы пойти на уступки рабочим, организовал кампании, как по изучению ситуации в общественном мнении, так и по изучению спроса с целью улучшения сбыта автомобилей.

С 1945 года консультантом по PR Генри Форда-второго работал Эрл Ньюсом. Он не писал пресс-релизы, не проводил пресс-конференции, а был именно консультантом руководителя фирмы по PR. Послевоенный бум в экономике США привел к тому, что функцией PR-консультантов становилось доведение до сведения предпринимателей необходимости вкладывать средства в социальные программы и благотворительность. Своеобразной окончательной «легитимации» PR в [34] США способствовала судебная тяжба между автомобильными и железнодорожными компаниями, проходившая в пятидесятые годы ХХ века. И те, и другие в ходе этой борьбы использовали услуги не только адвокатов, но и специалистов по связям с общественностью. Точку же в этом процессе, легализовавшую деятельность PR-специалистов, поставил Верховный Суд США. Суд прямо разрешил PR-агентствам представлять интересы клиентов, даже, если последние не честны 11.

Бум формирования PR на Западе (сначала в США, затем в Европе) как самостоятельной сферы общественной жизни пришелся на шестидесятые годы, период формирования основ постиндустриального общества. В 1970-х годах PR как отдельная дисциплина вошел в программы университетов и колледжей, PR-службы появились в каждой уважающей себя фирме. В целом, сегодня можно говорить об институционализации PR и о достаточно сплоченном международном PR-сообществе, объединяющем PR-организации большинства стран, прежде всего Европы и США.

Развитие PR-деятельности в Европе находилось под сильным влиянием американской теории PR. Но постепенно здесь начали формироваться собственные научные школы.

В Германии складывалась особая концепция, трактовавшая связи с общественностью как инструмент интеграции общественных сил, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей. Основные задачи PR заключались в том, чтобы помочь отдельным субъектам ориентироваться в обществе, получать правильную информацию и формировать собственное мнение.

Представители французской школы PR послевоенного периода тоже стремились выработать свои принципы и технологии, учитывающие человеческий фактор. В отличие от американской концепции связей с общественностью, где доминировал принцип продвижения корпоративного интереса, гуманистический характер французского PR позволил назвать эту школу «стратегией доверия» 12.

Образование национальных PR-ассоциаций в странах Центральной и Восточной Европы проходило в 1990-х годах:

1990 г. — в Венгрии (Magyar Publlic Reations Szovetseg) и Словении,

1994 г. — в Польше (Polskie Stowarzyszenie Public Relations),

1995 г. — в Румынии (Asociatie Romana Profesionistilor in Relati Publice, ARP),

1996 г. — в Болгарии (Българско дружество за вразки с обществеността; Public Relations Society of Bulgaria — PRSB).

В Чехии развитие PR относят к началу 1990-х гг., хотя отраслевая организация чешских пиарменов — Ассоциация PR-агентств Чешской Республики (APRA) начала активно работать с 1996 г.

Большинство PR-агентств Чехии, расположенных в основном в крупных городах, работает в области бизнеса, однако востребованными оказываются и услуги в [35] политическом консалтинге. Ведущими областями деятельности чешских пиарменов являются: PR в финансовой сфере, медирилейшнз, корпоративный PR, а также услуги в области издательской деятельности. Среди перспективных направлений развития связей с общественностью в Чехии называют дисциплины маркетинга и коммуникаций, связанные с Интернетом, мультимедийной областью.

Спрос на PR-услуги в Чехии велик. Деловой мир быстро понял, что с помощью средств PR можно работать гораздо эффективнее, и избежать многих проблем.

Субъектами PR-рынка в Чехии выступают не только PR-агентства и соответствующие отделы в крупных корпорациях, но и некоторые рекламные агентства, которые имеют свои PR-структуры, однако значимость и влияние последних невелики.

В настоящее время конкуренция в Чехии не такая жесткая, как в Европе или США и поэтому первые 5 фирм в рейтинге PR-агентств устойчиво обзаводятся клиентами. Самые крупные PR-агентства Чехии в большей степени предлагают стратегическое консультирование и реализуют долгосрочные проекты. Конфликт интересов относительно существующих и возможных клиентов может быть одной из тех проблем, которые препятствуют быстрому развитию (в первую очередь в финансовой сфере, телекоммуникациях, Интернете) агентств по связям с общественностью.

Чем ближе восточноевропейская страна расположена к Западу, тем более организованными выглядят ее структуры коммуникации. На чешском рынке представлены все крупные европейские PR-агентства. В Чехии в полном своем объеме работают и международные PR-агентства: GCI, herald Communications, Hill&Knowlton и компания Ogilvy PR. Такие компании, как Burson-Marsteller, Edelman PR Worldwide, Fleishman – Hillard, Porter Novelli и компания Shandwick представлены своими аффилированными партнерами. Большинство из лидирующих PR-агентств (исключая Hill&Knowlton) являются членами Чешской Ассоциации PR-агентств (APRA), которая является членом ICCO и активно борется за соблюдением этических норм в PR-бизнесе.

Как уже говорилось выше, организация чешских пиарменов — Ассоциация PR-агентств Чешской Республики (APRA) начала активно работать с 1996 г. Своей целью APRA ставит внедрение высших профессиональных и этических норм PR, издательскую и образовательную деятельность, а также защиту интересов отрасли на уровне контактов с государственными и общественными организациями. В состав APRA входят агентства, чей численный состав превышает 20 человек, это 26 ведущих фирм в области PR, среди которых имеются филиалы ведущих европейских компаний. APRA стала инициатором выпуска первого чешского журнала о PR. Ассоциация регулярно проводит конференции для PR-агентств, PR-консультантов, журналистов, студентов и для других, кто интересуется паблик рилейшнз.

Один из важных вопросов — отсутствие национальных образовательных структур в области PR, поскольку формированием PR-специалистов в Чехии занимается в основном London School of Public Relations. Тот факт, что в Чехии не получила пока еще обоснования собственная научная школа по паблик рилейшнз нисколько не тормозит развития института PR. [36]

Существует также важная проблема, которой озабочены чешские пиармены и которая является показателем «болезни роста» во многих странах новой демократии: необходимо стремиться к тому, чтобы PR-деятельность в различных структурах была осознана обществом не как консультативная, а управленческая. На фоне других стран чешский PR выглядит наиболее привлекательным для инвестиций. Благодаря этому факту существующий рынок можно охарактеризовать, как самый динамично развивающийся в Восточной Европе.

В отличие от чешского, рынок PR в Словакии на сегодняшний день заметно отстает в развитии. Многие из словацких специалистов не в состоянии объяснить, чем PR отличается от рекламы. В Словакии существует собственное объединение PR-профессионалов. Словацкая ассоциация PR-агентств была создана в 1998 году и насчитывает чуть более десятка членов.

В Словакии клиенты часто привлекают к деятельности агентства на краткосрочные проекты. Исключение составляют международные фирмы. В среднем, доходы за час работы здесь на 30% ниже, чем в Чехии. В Словакии, как и в других странах, паблик рилейшнз характеризуется заметным увеличением стабильности и влиятельности в своем развитии. Огромное воздействие в Словакии оказывают иностранные инвестиции. Инвесторы видят благоприятный инвестиционный климат в стране. Экономика страны перешагнула через порог приватизации, а многие чешские компании реструктуризировали свое устройство. По сравнению рынком PR в Чехии, в Словакии еще идет процесс институционализации и оформления PR как отрасли. Относительно малое представительство субъектов PR-деятельности связано в основном с недостаточным потоком иностранных инвестиций в данную отрасль.

Польский PR-рынок возник в 1993-1994 годах, спустя несколько лет после возникновения рынка рекламы. Исследователи считают рынок PR в Польше уникальным по нескольким причинам:

1) большинство польских компаний не давали развиваться польским PR-структурам (следовательно, PR использовали только незначительное число фирм);

2) медиа-рынок тоже уникальный (большое количество издательских домов находится под контролем крупных компаний, а журналисты используют скрытую рекламу);

3) большинство из 300 фирм, именующих себя PR-агентствами, в реальности являются рекламными агентствами.

Среди профессионалов PR-рынка также есть свое объединение – Польская Ассоциация PR-консультантов (ZFPR), включающая более 20 фирм. Заявленная миссия этой организации – поощрение, поддержка и продвижение компаний и фирм, вовлеченных в PR-деятельность. Цели и задачи ZFPR:

• защита прав членов организации;

• представление членов ассоциации властям и государственным, административным органам, а также другим учреждениям и юридическим или обычным лицам;

• укрепление позиций и распространение знаний о профессии PR-специалиста;

• формирование у членов ассоциации соответствующего этического и профессионального уровня;

• участие в принятии административных решений, касающихся PR;

• поощрение периодических профессиональных мероприятий (конкурсы, премии, конвенции и т.п.); [37]

• мониторинг деятельности PR-компаний;

• оказание существенной организационной помощи членам ассоциации;

• участие в общественных дебатах и консультациях по социальной коммуникации.

ZFPR является членом Польской Конфедерации Частных Предпринимателей и Международной Организации Консультантов в области коммуникаций (ICCO), которая включает более 7000 консультантов в 25 странах мира. ZFPR подписала соглашение о сотрудничества с Международной Ассоциацией Паблик Рилейшнз (IPRA).

Объектом PR-рынка в Польше была государственная сфера, а именно, процесс приватизации государственных предприятий. PR-эксперты, в процессе продажи государственных предприятий, часто оказывали помощь в создании имиджа компании, выстраивали коммуникацию с внутренней общественностью.

Поскольку центр PR-бизнеса в Польше располагается в Варшаве, здесь находится большинство польских средств массовой информации и штаб-квартиры компаний. В Варшаве стараются разместить свой головной офис даже те компании, которые свое основное производство ведут в других городах. К примеру, Philip Moris Polska свое производство расположил в Кракове, а менеджмент, отделы маркетинга, продаж и PR-служба в Варшаве.

Большинство клиентов польского PR – это зарубежные или международные компании, которые пришли в Польшу с уже установившейся культурой маркетинговых коммуникаций. С самого начала их деятельности, они вели более качественную коммуникацию со своими клиентами, акционерами или служащими по стандартам развитых стран. PR-услугами пользуются в основном мелкие или средние компании, но при этом достаточно редко. Большинство руководителей просто не чувствуют необходимости в услугах такого рода. Обычно, это результат недостатка знаний об инструментах PR или же руководители не видят результатов PR-деятельности.

Польский рынок PR-услуг очень молодой, но уже есть свои эксперты, прошедшие стажировку по мировым стандартам. В стране насчитывается около пятисот PR-агентств. Однако лишь десять процентов из них способны работать на высоком профессиональном уровне. Большинство же занято в сфере продаж, организацией пресс-конференций и семинаров. Конечно же, такой юный рынок имеет свои проблемы.

Для любого рынка международные компании являются источником инвестиций, поэтому не удивительно, что в молодой развивающейся PR-отрасли почти все базисные субъекты PR-рынка — западные иностранные компании. Это объясняется тем, что западные бизнесмены четко представляют, что они вправе ожидать, и что они могут требовать от PR-агентств. Этого понимания и не хватает большинству польских руководителей фирм в организации структуры своего бизнеса. Нередко все функции PR в польской фирме выполняет на примитивном уровне одна единственная секретарь, пишущая пресс-релизы и взаимодействующая с прессой. [38]

Очень важен аспект сотрудничества местных и иностранных PR-агентств. В основном, субъекты PR-рынка Польши являются партнерами международных агентств. Владелец одного из PR-агентств Польши говорит, что сотрудничество с международными агентствами приносит престиж и известных клиентов, однако теряется собственная независимость, а передача новых методик работы скорее иллюзорна, чем реальна. Например, в польском агентстве RPR Group считают, что аффилирование с крупной сетью PR-агентств не является необходимостью, так как аффилирование помогает выиграть тендеры и обрести клиентов, но не позволяет получить больших доходов.

Анализируя пройденный Польшей путь можно делать прогноз на дальнейшее развитие, учитывая мнение польских экспертов. Специалисты считают, что на рынке будут выживать маленькие агентства, и у них есть три пути развития:

1) агентства начинают именовать себя PR-агентством;

2) они в реальности начинают заниматься PR-деятельностью;

3) они уходят с рынка после банкротства или после поглощения более крупными структурами.

Крупные корпорации используют в основном одну из двух стратегий:

• агентства разветвленной сети нанимают 2-х или 3-х человек из небольших PR-агентств, которые делали ли бы для них креативную работу;

• известно, что большое количество компаний поддерживает личные связи с представителями PR-агентств и сетевые агентства не упускают этих потенциальных возможностей.

Некоторые трудности в скорейшем развитии PR-отрасли прослеживаются в наблюдении за динамикой процессов в стране. Общеэкономический кризис в стране, в свою очередь, оказывает влияние на рекламный и PR-бюджеты, при этом расходы на PR сокращаются в первую очередь. Сокращения PR-структур помогает избежать тот факт, что все больше и больше компаний видят в PR необходимый элемент коммуникаций с различными целевыми группами. PR-бюджет, по сравнению с другими отделами меньше, но зато у этой структуры больше всего клиентов.

Как известно, одной из возможностей для PR-агентства получить заказ является выигранный тендер на реализацию проекта. Достаточно остро эта ситуация складывается в Польше. PR-сообщество Польши с критикой относится к тендерам на услуги паблик рилейшнз. Тендеры часто выигрывают те, считают практикующие PR-консультанты, кто красочно представит свой проект, однако они не имеют профессиональной базы. По их мнению, в этом случае клиент не совсем понимает, что означает сама сущность PR. В этом рассуждении есть доля логики, потому что сетевые компании или одна аффилированная компания имеет лучшие шансы выиграть тендер, нежели польская компания, потому что те обладают большим опытом и длинным списком клиентов. Большинство тех фирм, которые выигрывают тендеры, уже давно представлены в международных агентствах. Тем не менее, в практике проведения тендеров видны положительные стороны, как элемент обучения. Благодаря презентациям клиенты узнают все о PR. [39]

Наиболее серьезные проблемы - это недостаток понимания клиентами того, что такое PR, недостаток практики сотрудников, нарушение этических кодексов и разглашение коммерческой информации о клиенте.

Другой ключ проблем – это нехватка самих специалистов, хотя работать в этой сфере стремятся многие. Надо сказать, что собственная школа PR Польше не очень развита. Как и в Чехии, здесь готовит специалистов представительство The London School of Public Relations, которое начало свою деятельность с 2000 года. Эксклюзивным представителем является агентство PUBLINK. Преподают дисциплины действующие сотрудники таких известных международных агентств, как Charles Baker, Hill&Knowlton, Ketchum, Shandwick. С 1996 года ведутся краткосрочные (в течение 1 года) курсы послевузовского обучения по специальности паблик рилейшнз в Университете Варшавы и Институте философии и социологии Польской Академии Наук.

Можно отметить, что в будущем структура рынка PR-услуг несомненно претерпит изменения. По всей вероятности, исчезнут агентства с полным комплексом услуг и появятся агентства, обслуживающие компании в определенном секторе, например, в финансовом.

Процесс становления рынка в Венгрии приходится на первую половину 90-х. В ходе этого процесса одновременно с появлением новых иностранных товаров и компаний осуществлялась коммуникация с их рынками. Этот начальный период инвестиций сейчас уже преодолен. За последние годы крупные международные компании сосредоточились на извлечении прибыли, и как следствие, их рынок увеличил задачи. Очевидно, что за то время, когда PR-деятельность стала сильнее, большинство мультинациональных компаний значительно увеличили свои PR-бюджеты. Сферой деятельности PR, как и в Чехии и в Польше является финансовый сектор и сектор высоких технологий.

В Венгрии существует национальное объединение PR-профессионалов. Венгерский Союз по связям с общественностью (MPRSz) был сформирован 21 декабря 1990 года при участии 33 частных лиц и 3 предприятий (в качестве юридических спонсоров). Эта организация могла появиться только на заре изменения политического строя в Венгрии, т.к. основное условие для того, чтобы заниматься деятельностью по связям с общественностью: демократия и рыночная экономика.

Вместе с этим представилась возможность для признания специальности PR, формирования единой профессиональной терминологии для PR и профессионального применения задач организации коммуникации, то есть, начала сознательного профессионального развития.

Взаимосвязь PR и СМИ в Венгрии, как и во многих других странах, осложнена фактами применения нелегальных методов работы между некоторыми коррумпированными издателями, журналистами или PR-специалистами. Пpecca заинтересована в получении вознаграждения за участие в PR-акциях, и новости, и информация о фирмах и товарах появляются в печати только за деньги. Конечно, это одинаково вредно имиджу и PR, и прессы. Попытки сделать рынки СМИ и PR чище предпринимаются постоянно. Поведение коммерческого радио и телевидения особенно негативно в этой ситуации. Игнорирование [40] деятельности фирм средствами массовой информации стало привычным явлением в работе PR-агентств, не принося тем самым никаких результатов.

В сущности, PR в Венгрии еще борется за то, чтобы найти свое место внутри процесса коммуникации. Основным препятствием, как нам видится, на этом пути является слабый интерес к рынку со стороны иностранных компаний. Возможно, экономика страны нуждается еще в более глубокой либерализации. По сравнению с Польшей и Чехией инвестиции международных концернов представляются очень слабыми, а ведь известно, что рынок Восточной Европы очень привлекателен для западных инвесторов. Поэтому предстоит еще сделать очень многое и руководству страны и представительству PR-сообщества, чтобы получить их.

История PR в Болгарии подразделяется на два периода. Первый (1989-1995гг.) характеризовался институционализацией PR как профессии (открывается специальность во многих вузах), специальности, появлений первых публикаций, специализированных периодических изданий, а также самостоятельных научных исследований болгарских ученых по проблемам связей с общественностью.

Профессиональная ассоциация болгарских пиарменов была организована в 1996 г., в 2002 г. в ней насчитывается 400 членов, имеется 10 региональных отделений. Деятельность пиарменов в Болгарии регламентируется «Кодексом моральных стандартов».

Одна из особенностей болгарского PR заключается в его развитии в обстановке постоянного кризиса. После слома старой государственной машины возник кризис доверия, был утрачен контроль над общественными связями. Волна перемен коснулась абсолютно всего. PR в это время был призван интегрировать общество. Не случайно в Болгарии первыми государственными организациями, выстроившими PR-структуры, оказались армия и полиция.

Среди актуальных проблем для болгарских пиарменов, как, впрочем, и для многих сообществ пиарменов, история цивилизованной PR-деятельности которых перешагнула первое десятилетие, можно называть следующие: отсутствие единого понятийного аппарата, слабая возможность адаптации зарубежного (и прежде всего американского) опыта к национальной специфике PR-деятельности, освоение новых информационных технологии в сфере PR.

Второй этап развития PR в Болгарии (с 1996 года – по настоящее время) характеризуется динамичностью и экстенсивным характером развития. На этом этапе PR уже прошел этап институционализации и перешел на этап свободной конкуренции. Очень маленький внутренний потребительский рынок вынудил многих болгарских бизнесменов обратить взор за пределы страны

В Болгарии стали уже привычные сферы для большинства стран Восточной Европы. Наиболее быстрыми темпами PR развивается в таких сферах, как: финансовый сектор, высокие технологии, сектор широкого потребления, здравоохранение и кризисные коммуникации 13. [41]

Базисные субъекты PR-деятельности можно разделить на два типа, представляющих по-своему суть PR. Первая группа клиентов понимает PR как работу с прессой и часть менеджмента. Каждый из них хочет, чтобы имя компании появлялось в новостях каждый день, однако боятся сами говорить с публикой. Другая группа базисных субъектов представлена иностранными компаниями, которые видят PR как инструмент стратегического маркетинга и они готовы вводить PR-профессионалов в структуру топ-менеджмента, где принимаются решения. Оба типа, тем не менее, не знают всех преимуществ PR. Причина заключается в том, что они не готовы вкладывать деньги на уровень восприятия поведения целевой аудитории. Руководители компаний в Болгарии ощутили все выгоды от создания позитивных новостей при создании последовательной долгосрочной политики PR и ее творческой реализации.

В Болгарии нет представительств известных PR-агентств. Четыре из шести ведущих PR-агентств в Болгарии являются аффилированными партнерами: MARC Communications (Edelman), United Partners (Manning, Selvage&Lee), M3 Communications Group (Hill&Knowlton), Weekpress (Fleishman-Hillard). Деятельность агентства V-Communications носит местный характер и не связана партнерскими отношениями с западными PR-агентствами. Компании, находящиеся на границе с Грецией и Турцией составляют исключение из правила. В Болгарии нет представительств также ни германских, ни российских компаний.

Hill&Knowlton обслуживает следующие фирмы в Болгарии: Nokia, Interbrew, Sheraton, Horizons Energy, Toyota, Cisco и несколько местных брэндов. Компании P&G, United Distillers&Vintners, Master Foods, Philips связаны партнерскими отношениями с United Partners. Агентство Weekpress следит за имиджем Opel, L`Oreal и Merloni Group. Из названия этих компаний видно, что объекты PR-рынка очень разнообразны.

MARC Communications в основном работает с такими клиентами, как: American Electric Systems, Bulgarian-American Credit Bank, а так же с представителями Европейской комиссии, фирмами Itd Networks, Microstrategy.

В 2000 году агентство MARC Communications открыло офис во втором по значимости городе Болгарии, в Пловдиве. Других крупных агентств за пределами столицы нет. В Болгарии есть несколько агентств, которые специализируются на проведении дискуссий, круглых столов.

PR-услуги воспринимаются некоторыми агентствами, как менеджмент, промоушен и реклама, особенно реклама в прессе. Большинство из недавно образованных агентств не могут отличить PR и рекламу. Некоторые между тем из них стали экспертами в вышеназванных компаниях, занимаясь фактически рекламой.

Большинство из образовавшихся PR-агентств в Болгарии вышли из структур международных компаний, которые понимают, что бизнес-коммуникации приносят хорошую выгоду, и поэтому, они инвестируют в этот сектор.

Лучшая часть клиентов ведущих 6-ти агентств Болгарии – это международные компании. Местные же компании еще не могут полностью оценить потребность в PR и поэтому, не склонны прибегать к услугам PR-агентств.

Образовательным субъектам PR-рынка в Болгарии не хватает научных кадров и ориентированных под местный рынок программ соответствующего обучения.

Во втором периоде развития PR в Болгарии (после 1996 г.) наблюдается расширение преподавания PR в болгарских вузах: подготовка PR-специалистов ведется практически во всех университетах Болгарии; увеличение количества исследований (в том числе и диссертационных) и публикаций (в том числе и переводов известных монографий С. Каттлипа, А. Центера и Г. Брума, М. Кунчика и А. Ципфель), интенсификация международных контактов (прежде всего среди вузовских ученых). В 1999 г. проведено первое социологическое исследование «Состояние и тенденции PR-деятельности в [42] Болгарии». В этот период в стране действует более 20 PR-агентств 14. Существует острая необходимость в обучающих программах для местного рынка.

Около 6-ти лет назад наиболее крупные PR-агентства зарегистрировали Болгарскую Лигу связей с общественностью. Софийский университет усовершенствовал стандарты выпускников кафедры связей с общественностью в соответствии с условиями найма на работу. Первый выпуск состоялся в 1999 году. Квалификация PR сейчас присуждается еще в 3-х университетах Болгарии: Технический Университет, Новый болгарский Университет и Университет Благоевграда.

Оценивая развитие всего рынка и рынка PR в Болгарии в частности можно сказать, что правительство этой страны наиболее долго оставалось приверженцем коммунистических идей, и поэтому ни о каком развитии PR-услуг в таких условиях речи не могло идти. Другой, несомненно, связанный с этим процесс, это слабый интерес иностранного капитала к Болгарии. Можно с уверенностью сказать, что до становления рынка PR в Болгарии еще далеко, но то, что он состоится не вызывает сомнения.

Центральная и Восточная Европа, таким образом, становятся органичной частью мирового PR-сообщества. Конечно, этот рынок еще молод по сравнению с США и Западной Европой. Однако он очень быстро растет и развивается и для него характерны те основные тенденции, которые наблюдаются в настоящее время на международном рынке. Одна из них – это глобализация. PR-сети приобретают офисы PR-агентств в разных странах в качестве полноправного филиала или представительства, либо скупая акции, либо на основе тех или иных договоренностей. Это превалирующая тенденция, которая наблюдается практически во всех странах.

Но существуют и проблемы. Часто проекты выигрываются или проигрываются на основе личных контактов, нежели чем на индивидуальных возможностях агентств. Прозрачность принятия решений очевидна, даже среди мультинациональных компаний. Большие транснациональные корпорации играют в этой сфере ключевую роль. За последние 3-4 года видны значительные перемены в динамике региона. За это время, например Чехия в профессиональных кругах получила статус лидера на рынке PR-услуг. Чешскому правительству удалось увеличить взимание налогов, провести промышленную и банковскую реформу после этапа приватизации. Это в свою очередь вывело Чешскую республику вперед по сравнению с Польшей.

Важно понимать, что большие темпы в развитии, начиная с 1990-х годов, фактически проходили без понимания сути PR и во многих странах отсутствовали этические кодексы, были слабыми связи с профессионалами PR в Западной Европе, Северной Америке и Азии. Тем не менее, за более чем 10-летний период технологии связей с общественностью развились от написания и рассылки пресс-релизов до уровня специализированных коммуникаций, таких [43] как кризисный менеджмент и отношения с инвесторами, а развитие связей с журналистами привело к пониманию аспектов маркетинга, становлению PR-профессионалов и PR-агентств.

Наряду с формированием новых школ происходит консолидация мирового PR-сообщества, создаются объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью, разрабатываются кодексы профессионального поведения.

1948 г. – образуется Public Relations Society of America.

1953 г. – Международная торговая палата учреждает Комиссию по PR.

1954 г. – PRSA разрабатывает первый этический кодекс PR.

1955 г. – в Лондоне создается Международная ассоциация PR (IPRA)

1959 г. – создается Европейская конфедерация паблик рилейшнз (CERP)

1961 г. – IPRA принимает Кодекс профессионального поведения и этики PR.

Следует учитывать, что стратегические модели развития PR в Европе соотносятся с общими интегративными тенденциями в странах этого региона. Стремление к обобщенности и единству проявляется не только в социально-экономических, политических, культурных составляющих. Для PR актуальной становится идея создания своеобразного стандарта, применяемого как в практике, так и в образовании.

Для чего такой стандарт необходим? Прежде всего, он обеспечивает общую базу, основательную отправную точку для дискуссий и обменов знаниями между специалистами в данной области.

Вполне возможно, что окончательное решение проблемы стандарта PR не будет найдено в скором времени. Но сейчас важно указать проблемные места современных воззрений на стандарт PR, обрисовать ситуацию и возбудить интерес к данной проблематике в Европе.

Идея стандарта в профессиональном PR-контексте, по мнению некоторых ученых (Димпф ван дер Лаан, д-р Хенк Ян Ребель – Голландия), заключается в следующем: стандарт представляет собой совокупность описаний знания, отношенческих требований, личностных характеристик специалиста и профессиональных умений, которые, в соответствие с консенсусом, существующим в самой профессии, все вместе определяют конкретного специалиста как PR-профессионала. Такой ряд описаний, такой стандарт может быть и будет стандартом в полном смысле слова только в том случае, если с ним будет идентифицироваться как профессия, так и сами профессионалы. А это означает, что должен быть консенсус и в том вопросе, что из себя представляет профессия и, следовательно, каким требованиям нужно соответствовать, чтобы выполнять PR-работу адекватно.

Итак, содержание стандарта PR должно включать в себя описание сферы PR как профессии и целей PR. Но огромное количество только определений PR и анализ европейских национальных стандартов приводит к выводу о необходимости постоянно переосмысливать эволюцию сферы PR-профессии и концепций PR. Так же широко расходятся мнения и о том, какие у PR должны быть цели. [44]

Кроме того, нужно принимать во внимание факт неравномерного развития PR-практики в разных частях Европы: Западной, Центральной и Восточной. В практике Центральной и Восточной Европы присутствует целый ряд проблем, о которых их коллеги на Западе уже успели позабыть. В этих странах, однако, существуют и «анклавы» быстрого развития PR, где он функционирует на достаточно высоком и сложном уровне. Культурные различия, существующие не только на национальном уровне, но и на уровне регионов также являются значительной проблемой. В конце концов, различие законодательной базы в странах Европы так же создает препятствия на пути создания единого европейского стандарта PR.

Однако проблема общеевропейских стандартов начинает обсуждаться по всей Европе.

Обсуждение этих проблем и вопросов в Голландии привело к формированию общей точки зрения, что в основу стандарта PR должна быть положена концепция интеграционного коммуникативного менеджмента нового стиля.

Опираясь на выбранную концепцию, в Голландии принят стандарт, описывающий профессию в соответствии с четырьмя уровнями. Классификация проводится не по профессиональным направлениям, а по уровням, поскольку рабочие направления очень изменчивы. Ученые обосновывали эти уровни, привязывая их к тому, что существует на практике. Они ранжируются от исполнительского уровня до уровня коммуникационного менеджмента, ответственного за достижение всех стратегических целей организации. Каждый уровень (A, B, C, D) соответственно описывается в терминах общего описания уровня, где фиксируются профессиональные знания и умения, ответственность и обязанности. Голландское профессиональное сообщество очень благосклонно отнеслось к этой системе. Но признание стандарта интеграционного коммуникационного менеджмента нового стиля стандартом CERP еще не состоялось.

Очевидно, что у процесса обсуждения единых стандартов для Европы довольно трудное начало. Постановке реальных целей и разработке разумной политики для профессии PR , проблемам профессиональных качеств и обязанностей PR-специалиста посвящена работа CEPR. Благодаря практике уже много сделано. Уже функционирует система аккредитации CERP по PR-образованию в Европе.

---
11. См.: Яковлев И.П. Паблик рилейшнз в организациях. СПб, 1995, с. 33.
12. См.: Буари Ф. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М., 2001.
13. Verislava Benova. Bulgaria`s PR Landscape.//IPRA FRONLINE. September 2001, P.22.
14. Кривоносов А,Д. Опыт анализа истории Европейского PR. Петербургская школа PR: теория и методология. СПб., 2003. С.58.


<<< Параграф 2 : Глава 2 : Назад | Вперед : Глава 3 : Параграф 2 >>>

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz