Связи с общественностью как социальная инженерия: Учебное пособие - Глава 4 - Связи с общественностью в международных отношениях

Титульный лист
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Глава 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий
1.1.1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций
1.1.2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире

Глава 2. Дискурс и формирование теории коммуникации
1.2.1. Основные модели коммуникационного процесса
1.2.2. Этапы развития связей с общественностью

Глава 3. Коммуникативные практики: история и современность
1.3.1. Национальные рынки связей с общественностью
1.3.2. Особенности деятельности российских СО-специалистов

Глава 4. Связи с общественностью в международных отношениях
1.4.1. Основные тенденции развития современного общества
1.4.2. Нормативные основы международной интеграции
1.4.3. Факторы глобализации

ЧАСТЬ II. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Глава 5. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций
2.5.2. Связи с общественностью в инвестиционно-финансовой деятельности
2.5.3. Связи с общественностью в коммерческих банках
2.5.4. Деятельность связей с общественностью коммерческой фирмы
2.5.5. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа
2.5.6. Социально-ответственный бизнес и социальный маркетинг

Глава 6. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.1. Консалтинг в сфере связей с общественностью
2.6.2. Консалтинговая деятельность
2.6.3. Взаимодействие с клиентами

Глава 7. Технологии политического консультирования
2.7.1. Имидж политических консультантов
2.7.2. Политический консалтинг в США
2.7.3. Определение политического консультирования
2.7.4. Специализации в политическом консультировании
2.7.5. Этические проблемы в политическом консультировании
2.7.6. Политические консультанты в мире идеологий
2.7.7. Профессиональная идентичность консультанта

Глава 8. Связи с общественностью в некоммерческом секторе
2.8.1. Виды деятельности по связям с общественностью в некоммерческих организациях
2.8.2. Организация фандрайзинговой кампании
2.8.3. Профессионально-этические стандарты фандрайзинга

ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Глава 9. Основные этапы кампании по связям с общественностью
3.9.1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью
3.9.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью
3.9.3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью
3.9.4. Этап планирования
3.9.5. Реализация кампании по связям с общественностью
3.9.6. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
3.9.7. Сравнительный анализ рекламных и СО-кампаний

Глава 10. Медиапланирование
3.10.1. Характеристика основных носителей рекламы
3.10.2. Структура рекламного рынка России
3.10.3. Рынок рекламы в Санкт-Петербурге
3.10.4. Обзор основных носителей рекламы
3.10.5. Медиаисследования
3.10.6. Основные понятия медиапланирования
3.10.7. Стоимостные характеристики медиаплана
3.10.8. Разработка медиастратегии
3.10.9. Основные правила рекламы в СМИ различных видов
3.10.10. Выбор типов СМИ и создание медиапланов

Глава 11. Интернет-технологии в связях с общественностью
3.11.1. Интернет как новый канал коммуникации
3.11.2. Интернет-технологии в деятельности специалистов по связям с общественностью
3.11.3. Использование интернет-технологий в российских условиях

ЧАСТЬ IV. ПСИХОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 12. Социально-психологические методы в связях с общественностью
4.12.1. Понятие эффективности коммуникации
4.12.2. Техники НЛП как инструмент профессионального коммуникатора
4.12.3. Достижение подсознательного доверия
4.12.4. Процесс общения: повышение эффективности
4.12.5. Стратегическое планирование деятельности по связям с общественностью
4.12.6. Имидж фирмы и корпоративная культура
4.12.7. Спонсоринг и фандрайзинг
4.12.8. Написание текстов
4.12.9. Проведение пресс-конференций
4.12.10. Организация и проведение презентаций
4.12.11. Управление кризисными ситуациями
4.12.12. Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью

Глава 13. Процедуры решения коммуникативных конфликтов
4.13.1. Барьеры коммуникации и механизмы психологической защиты
4.13.2. Эмоции и их роль в коммуникативном конфликте
4.13.3. Эмоциональные источники конфликта
4.13.4. Типы конфликтных личностей
4.13.5. Причины возникновения и пути преодоления коммуникационных барьеров

Глава 14. Управление кризисными ситуациями
4.14.1. Кризис и его основные виды
4.14.2. Характерные особенности возникновения кризисов
4.14.3. Эмоциональная составляющая кризиса человеческих отношений
4.14.4. Вероятные последствия кризиса

Глава 15. Психограмма специалиста по связям с общественностью
4.15.2. Методика выявления профессионально выжных качеств специальности "Связи с общественностью"

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


В квадратных скобках указаны страницы печатного издания

Глава 4
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Основные тенденции развития современного общества

Итак, каковы же основные признаки и тенденции развития современного коммуникативного пространства? Попытка обобщения основных признаков была предпринята К.Кумаром и изложена П. Штомпка в «Социологии социальных изменений». Рассмотрим эти общие черты, или, как определяет автор, организующие принципы современного общества 16:

Индивидуализм как окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации. Человек освобождается от обязательных для традиционного общества групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несет личную ответственность за собственные поступки, успехи и неудачи.

Дифференциация (иерархизация), характеризующаяся появлением все более узко специализированных связей.

Рационализация и деперсонализация управления. Важнейшей чертой современности также является все более возрастающая роль науки как средства познания.

Экономизм, понимаемый как доминирование над всей социальной жизнью экономической активности, экономических целей и экономических критериев.

Экспансия, подразумевающая процесс глобализации, т.е. расширение зоны охвата социальными, экономическими, политическими и культурными отношениями всего мира, что ведет к снижению роли национального государства. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах.

Перечисленные признаки определяют тенденции развития современного общества в различных областях социальной жизни. Так, в экономике наблюдается: скорость и размах экономического роста; урбанизация; распространение технологических новаций, охватывающих все сферы [49] жизни; изменение характера труда - концентрация рабочей силы в сфере услуг; возникновение свободного рынка труда и его следствия - безработицы; возрастание роли деловых людей, предпринимателей, менеджеров в управлении производством.

Важные изменения произошли в международной экономической деятельности:

- интернационализация мировой экономики, что нашло свое выражение в стремительном росте международной торговли и капиталовложений за рубежом;

- создание транснациональных корпораций (ТНК), что привело к созданию гигантских организаций, глобально ускоривших промышленное развитие, усилению позиций предпринимателей;

- рост экономической мощи Японии;

- становление международной финансовой системы, обеспечивающей более свободную конвертируемость валют, создание Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), осуществляющего финансовую поддержку развивающихся стран;

- расширение зоны влияния западных стран на восточных рынках и т.д.

К числу основных тенденций современного общества относится тенденция к глобализации. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах - политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей действительно глобальный. Человечество превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, связывающих отдельные общества в единую систему. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (например, НАТО), коалиции правящих групп («Большая восьмерка»), континентальные или региональные объединения (например, Европейский союз), всемирные международные организации (ООН и её специализированные подразделения). Можно заметить также контуры мирового правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными организациями (например, Европейский парламент, Интерпол). Процессы демократизации свидетельствуют о том, что парламентская демократия становится доминирующей политической формой на Земле.

В экономической сфере усиливается значение наднациональной координации и интеграции (ОПЕК, ОЭСР, ЕЭС), региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций. Это новые могущественные силы в мировой экономике. Мировой рынок становится единым экономическим механизмом, о чем свидетельствует молниеносность, с которой финансовые рынки реагируют на события в отдельных странах.

В культуре доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой коммуникации превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы [50] людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов и предпочтений. Миграции, временная работа за рубежом, туризм обеспечивают непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах. Складывается общий язык, причем английский язык становится средством профессионального общения в науке, технике, бизнесе, в области компьютерной техники. Компьютерная технология способствует унификации организации и обработки данных и информации.

Существует множество определений понятия глобализация. Так, например, в определении Международного валютного фонда под глобализацией понимается в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов. Глобализация, таким образом, это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни в области международных отношений.

В более широком понимании, «глобализация – это единая общемировая система, основанная на беспрепятственном перемещении капитала, на информационной открытости мира, на быстром технологическом обновлении, на понижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров и капитала, на коммуникационном сближении, планетарной научной революции, межнациональных социальных движениях, новых видах транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернациональном образовании» 17.

Как мы видим, значительное внимание в данном определении уделяется применению новых (большей частью информационных) технологий в процессе производства, менеджмента, маркетинга, организации и коммуникаций на уровне корпораций, организаций, государств и общества в целом. Подобные изменения в процессах сбора данных, преобразования их в информацию и распространения ее составляют основу информационной революции. С появлением новых информационных технологий возникает новое коммуникативное пространство, решающую роль в котором играют специалисты по формированию коммуникационных потоков. Информация на современном этапе становится стратегическим ресурсом, эффективное управление которым обеспечивает превосходство на международной арене. Информационная революция значительно снизила способность правительства контролировать информационные потоки. Появление такого популярного источника информации как Интернет, например, показывает, как сложно осуществлять контроль над информацией в современном мире. Содержание печатных СМИ и телевидения легче контролировать, так как в данном случае аудитория пассивна, а в Интернет – каждый является и потребителем, и производителем. Наличие новых информационных технологий привело к существенным социальным изменениям. Информационная революция устраняет иерархии, меняет облик институтов, перераспределяет власть, [51] перекраивает, расширяет горизонты времени и пространства. Информационная революция дает возможность различным лицам связываться, консультироваться, координировать свои действия на больших расстояниях и с лучшей информацией. В результате информационной революции формируется пространство, в котором государственный суверенитет подвергается пересмотру, стираются государственные границы. Информационные технологии распространяются по всему миру, превращая современное общество в единое глобальное коммуникативное пространство.

К изучению процессов глобализации существуют различные подходы: научный, идеологический, политический:

Научное понимание исходит из осознания общности и различий понятий, непосредственно связанных с глобализацией: интеграция, единый и целостный мир, интернационализация, регионализация. Общее между ними заключается в том, что данные явления определяют выход внутренних процессов за пределы отдельных государств. Различия же между ними связаны с условиями и временем возникновения данных явлений; с их социально-историческими функциями; с масштабами; с качественными и количественными характеристиками; с социальными последствиями. Так, например, интернационализация в данном подходе рассматривается как механизм глобализации. Интернационализация как процесс современного развития, состоящий во взаимозависимости и взаимосвязи различных государств и международных организаций, ведет к возникновению международных объединений в различных сферах (экономической, политической, идеологической, культурной, военной и т.д.) социальной жизни. Таким образом, интернационализация ведет к ненасильственной интеграции человечества в единое целое.

Идеологическое понимание глобализации основывается на концепции глобализма – мировоззрении, абсолютизирующем роль и значение процессов глобализации в современном мире. Данный подход выделяет лишь положительное значение глобальных факторов. Глобальное здесь рассматривается как единственное средство решения накопившихся проблем. Однако при таком подходе не рассматриваются проблемы экономической, политической, социальной, культурной жизни отдельных стран мирового сообщества.

Политическое понимание основывается на политических интересах и потребностях государств и международных организаций, выигрывающих от процессов глобализации.

Наиболее остро процессы глобализации проявились в конце ХХ века, когда произошла так называемая «информационная революция» в информатике и цифровой технологии. Данный феномен выразился в совершенствовании средств телекоммуникации, что привело к объединению мировой системы в «единую глобальную деревню», к созданию единого информационного пространства. Среди основных источников глобализации выделяют три наиболее важных: фундаментальные изменения в способах коммуникации; новый характер инвестирования; новое аналитическое восприятие мира. [52]

---
16. См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., Аспект-Пресс, 1996, с. 105-110.
17. Уткин А.И. Глобализация и процессы осмысления. М., Логос, 2001, с. 9.


<<< Параграф 2 : Глава 3 : Назад | Вперед : Глава 4 : Параграф 2 >>>

Коллектив авторов, 2005, Copyrights

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz